Тестирование микрофонных массивов Shure,
серия Microflex Advance
Мы озадачились вопросом, как бы снять звук:

а) качественно;
б) с нескольких человек;
в) без проводов.

Кто участвует в наших вебинарах, наверное, заметил, что постепенно количество участников в кадре растет. Начинали мы с двух человек, а последний раз было уже четверо. Оказалось, очень неудобно работать на вебинаре с 4 микрофонами - заводятся, лезет лишний шум, включить/выключить не успеваешь. Захотелось «волшебной таблетки», так, чтобы все сразу и без проблем.

Очень много интересного мы слышали про микрофонные массивы. По презентациям и отзывам менеджеров – это как раз то, что нужно: проводов нет, количество говорящих столько, сколько нужно, цифровая обработка звука, что очень интересно в столь сложных задачах.

Мы взяли на тестирование несколько микрофонных массивов посмотреть, как они работают, и сравнить с более традиционными конференц-системами.

Задача №1. Что эффективнее будет работать в условиях переговорной комнаты или небольшого зала? Можно ли микрофонными массивами заменить конференц-системы и «лягушки»?

Задача №2. Что лучше использовать для организации живых мероприятий, когда необходимо снимать звук в определенном пространстве с нескольких человек?

Итак, поехали!
Оглавление
Что мы тестировали
Biamp Devio
Это шлюз для работы в переговорных комнатах с Skype for Business и подобного рода приложениями. Мы взяли его для сравнения качества звука с Shure, так как в Devio используется микрофонный массив, выполненный в настольном варианте.

Посмотреть на сайте производителя
Как и где тестировали
У микрофонов Shure выход только один – в сеть Dante. Чтобы подключать их аналоговым аудио на микшер, в линейке есть аудиоинтерфейсы. ANI4OUT – четыре аналоговых выхода из сети Dante. Микрофоны были подключены к интерфейсу по Dante, с интерфейса идет аналоговый сигнал на микшер. Конференц-систему подключили к микшеру напрямую стандартным микрофонным кабелем. С микшера по USB подключали к компьютеру, записывали на Audacity, выгружали в WAV.
Помещение, в котором тестировалось оборудование. Условия, прямо скажем, не идеальные
Помещение где тестировали - не лучший кандидат на звание переговорной комнаты: потолки под 5 метров, кирпичные стены, минимум звукопоглощающих поверхностей. Если оборудование работает в таких условиях, то в других работать будет точно.
Описание устройств

Микрофонный потолочный массив
Shure MXA910
Посмотреть
Анбоксинг Shure MXA910
Если достать потолочный массив Shure MXA910 из коробки, он выглядит так:
Задняя панель Shure MXA910
С задней стороны отверстия для крепежа типа VESA размером 100*100 мм, если захотите использовать чье-то крепление. И по углам возможность подвеса. У нас в комплекте были тросики, за которые мы подвешивали микрофонный массив.
Вариант подвеса на тросиках
Из интерфейсов подключения – только Ethernet. Питание по PoE через сетевой коммутатор или инжектор. Это и плюс и минус одновременно. С точки зрения подключения – очень удобно. Один кабель витой пары, все остальные настройки уже с компьютера.

У MXA910 восемь «лепестков», которые можно настраивать и выдавать каждый отдельным Dante каналом. Плюс девятый канал идет как общий mix, на нем работает автомикшер. Мы в своих записях использовали именно этот общий mix.
Как «вытащить» звук из шины Dante
1. Установить на компьютер виртуальную звуковую карту Dante. Стоит она 30$. В этом случае появляется возможность использовать компьютер как источник и приемник одновременно. Напомним, Dante – это 64*64 каналов аудио. Скачать можно здесь.

2. Использовать внешний аппаратный интерфейс, например, от самого Shure. У нас он был, называется ANI4OUT. Он принимает Dante на вход и отдает 4 канала линейного или балансного аудио. Посмотреть у производителя
ANI4OUT. В рабочем хаосе на столе

Микрофонный настольный массив
Shure MXA310
Посмотреть
Микрофонный настольный массив Shure MXA310
По поставке и подключению аналогично. Интерфейс Ethernet для питания и передачи аудио.

У Shure MXA310 четыре направляемых «лепестка» и пятый канал – общий mix. На «борту» с каждой из сторон есть индикация, которую можно настраивать по цвету, и с четырех сторон кнопка Mute. Любой Mute выключает все «лепестки» сразу.
Как настраиваются микрофонные массивы
Стоит сразу отметить, что в процессе знакомства с микрофонами мы не пытались разобраться с ними от и до. Нас больше интересовали вполне утилитарные задачи, описанные выше. Мы вполне допускаем, что что-то было настроено не так, какие-то возможности были не задействованы.

Итак, установили микрофонные массивы, подключили...
Поиск устройств
Если в сети работает DHCP, то им выдались IP адреса. Чтобы найти устройства, нужно использовать ПО Shure Web Device Discovery.

Скачать здесь
ПО Shure Web Device Discovery
Web «морда» для конфигурирования имеет немного другой адрес:
http://XXX.XXX.XXX.XXX/#!/portal/config/coverage

Выбираем устройство, нажимаем Open и переходим в меню конфигурации.
Вкладка «Конфигурация»
В Shure MXA910, как мы писали выше, 8 «лепестков» - каналов, которые можно настраивать. И отдельный 9 канал работает как общий микс всех каналов, работающий по принципу автомикшера. Можно настраивать режимы работы автомикшера в отдельном окне.
Окно конфигурации каналов
Задается высота подвеса, направление микрофона определяется по индикации на логотипе, что оказалось весьма удобно. Указывается, сидят или стоят люди в этом помещении. Для каждого лепестка задается его зона приема с помощью сетки координат в ПО и рулетки в зале.

Есть шаблоны, которые можно использовать, если помещение и рассадка участников стандартная.
Шаблоны под несколько вариантов рассадки
В софте максимальная длина «лепестка» - 7 метров в каждую из сторон, то есть в теории одним потолочным микрофонным массивом можно покрыть территорию в 150 кв. метров.
Настройка позиционирования
Помимо ручного варианта настроек есть и вариант автоматический. Для этого запускается специальная процедура позиционирования.

Сажаем участников, просим их говорить обычным голосом и запускаем мастер настройки. Процедура длится минуту, в процессе которой микрофонный массив определяет положение каждого из говорящих, и в соответствии с этим размещает свои «лепестки».
Настройка позиционирования
При тестировании на двоих микрофон ни разу не промахнулся - все работало на ура.
Настройка автомикса
Девятый канал – автомикс. Есть отдельная настройка работы автомикшера. Мы в наших тестах использовали значения по умолчанию, поэтому в некоторых моментах слышно, как при недостаточном уровне сигнала срабатывает гейт, полностью перекрывая сигналы на входе. Важно это учитывать и при использовании автомикса гейт настраивать. Закладывайте время на его точную настройку в реальных условиях.
Режимы работы автомикса
Вкладка «Каналы»
Каждый канал можно настроить индивидуально. Есть фейдеры на каждом канале с возможностью поднять входной уровень и настроить параметрический эквалайзер каждого канала.
Индивидуальная конфигурация каналов
Регулировка в параметрике осуществляется по четырем точкам. Можно использовать обрезные фильтры в начале и в конце.
Настройка параметрика
Вкладка «Настройки»
Там ничего интересного, настройка сетевого интерфейса, языка и т.п. Подробно рассказывать нет смысла.
Кнопка «Пресеты»
Интересным является наличие кнопки «пресетов» в нижней левой части экрана. В нем можно настроить предварительные настройки, сохранив их в меню, и вызывать их при необходимости.
Пресеты для быстрого вызова преднастроек
10 пресетов можно сохранить для каждого микрофонного массива.
Настройка микрофона MXA310
Настройка настольного микрофона принципиально не отличается. Лепестков, напомним, четыре штуки. Каждый выдается соответствующим каналом в Dante шину и пятый канал – автомикс.
Настройка микрофона MXA310
Есть выбор режима работа микрофонов через шаблоны.
Настройка шаблонов для настольного микрофона
Сравнительные тесты
Так как нас более всего интересовало, как эти микрофоны будут работать под проведение конкретных мероприятий (вебинары, семинары), то и тестировали мы их соответствующим образом.

Ниже выложены ссылки на записи с имеющихся микрофонов. Можно самостоятельно оценить работу микрофонных массивов по сравнению с конференц-системой и петличным микрофоном. Как будут вести себя микрофонные массивы с акустическими системами в одном зале мы не проверяли.
Тест #1. Общий тест речи
Читаем один и тот же стих Александра Сергеевича, разговариваем и тестируем на шепот и помехи, такие, как шелест бумаг и стук карандаша.
Тест #2. Разговор на значительном расстоянии
Начали отходить на разное расстояние, а также ходить вокруг стола. Моделируем ситуацию, когда в переговорной комнате люди не сидят, а стоят и перемещаются. Обращайте внимание, как меняется качество звука при перемещении участников.
Тест #3. Переключение шаблонов на примере MXA310
Решили посмотреть, как будет меняться качество при переключении различных режимов работы настольного микрофона (тороид, всенаправленный, двунаправленный, кардиоида)
Тест #4. Работа с удаленным абонентом
Тестируем качество микрофонов при работе с удаленным абонентом. Для этого микрофон завели через виртуальную карту Dante в качестве источника для Skype.

Звоним удаленном абоненту (в соседнюю комнату). Петличный микрофон тестировать уже не стали, зато добавили устройство Biamp Devio, которое специально предназначено для использования в переговорных комнатах при работе с удаленным абонентом.

Советы, неочевидное, рекомендации, сложности
Пункт 1. Удостоверьтесь, что комната будет достаточно заглушена при использовании потолочных микрофонных массивов.
Микрофонные массивы MXA910 обладают высокой чувствительностью. На одной из наших записей слышно людей из соседней комнаты, которые разговаривают. При том, что стены бетонные, звук проникает через две деревянные двери. У нас для тестов было сложное помещение с большим количеством отражающих поверхностей. В обычной переговорной с ковролином на полу, «армстронгом» на потолке и гипсокартонными стенами ситуация будет явно лучше.

Но если вдруг вы планируете устанавливать массивы в стеклянный «аквариум», который в моде у крупных заказчиков, будьте очень аккуратны и закладывайте значительно больше времени на настройку.

Пункт 2. На потолочных массивах Mute труднодоступен для конечного пользователя.
Мы привыкли, что при разговорах по Skype или через корпоративную видеоконференцсвязь всегда есть возможность выключить микрофон, нажав mute, если нам понадобится что-то обсудить между собой, без записи и трансляции.

Так как чувствительность микрофонов высокая, всё, что сказано шепотом, вполне может быть услышано абонентом. На потолочных массивах mute есть, но доступен он только с веб-интерфейса конфигурирования или с помощью сторонних систем управления. Веб-интерфейс пользователю по идее должен быть недоступен. Значит, чтобы выключать микрофон конечному пользователю необходима внешняя система управления, которая будет выключать mute через API. Это не критичный, но важный момент, который надо учитывать при разработке решения.

Пункт 3. Думайте об IT безопасности.
Особенность Dante протокола – передача 64*64 каналов аудио по Ethernet. Конфигурирование каналов и устройств производится с помощью бесплатного ПО Dante Controller (cкачать можно здесь)
ПО Dante Controller
Dante Controller видит транслируемые каналы в сети и может производить коммутацию. Устройства можно заблокировать, в этом случае нельзя произвести настройку и перекоммутацию, но можно прослушивать канал. То есть важно при построении систем на Dante думать о том, чтобы:

- либо физически не допустить возможности подключения неавторизованных пользователей к физическим портам в сети;

- либо выделять все порты с Dante в отдельный VLAN;

Так как само решение нацелено на корпоративный рынок и, скорее всего, будет интересно крупным компаниям, то думать про IT безопасность нужно сразу, обсуждая структуру решения с IT. Это часто бывает непросто сделать. Но в данном случае важно, иначе переговоры в конференц-зале руководства компании легко могут быть записаны и прослушаны.
UPD от специалистов Хайтек Медиа. Читаем по указанному адресу:

«..Device Lock: Supported Dante devices can now be PIN-locked and unlocked using Dante Controller. Locked devices cannot be controlled or configured, but they can be monitored…»

То есть Dante Controller может закрыть доступ к управлению устройствами.
UPD-2 уже от нас. Мы сразу попробовали на одном из объектов выполнить этот самый PIN-lock. На объекте у нас стояла аудиоплатформа Symetrix и пульт Allen & Heath с картой Dante. Не получилось!

Похоже, что функционал PIN-lock работает только с определенной категорией оборудования, не со всеми. Поэтому данный пункт остается в силе и проблема с безопасностью остается.
Пункт 4. Пользователь не повлияет на качество
Поясним. При использовании классической конференц-системы у пользователя есть быстрая обратная связь. Он сел слишком близко к микрофону à в колонках перегрузка или высокий уровень сигнала - человек отодвинулся - и все нормально. Или наоборот, плохо слышно, à сел поближе к микрофону и стало лучше.

В случае микрофонных массивов такая обратная связь не линейна. Зачастую, если плохо слышно, то бесполезно двигаться ближе/дальше, надо залезать в настройки и что-то донастраивать. Но обычный пользователь этого уже не сделает.

Как результат, большая ответственность остается на инженере, который систему запускает, и на службе эксплуатации, которая обслуживает весь объект.


Сильные стороны устройств
То, что нам особенно понравилось и что мы отдельно отметили.
1. Быстрое подключение и запуск.
Резко увеличивается скорость запуска во всех стандартных объектах. Если не требуется чего-то оригинального, то сам принцип построения позволяет тратить минимум времени на разворачивание оборудование и его монтаж. В корпоративном секторе важно быстро сделать работы в местах использования. С использованием микрофонных массивов вы блокируете переговорную комнату или зал совсем ненадолго. В серверной комнате можно сидеть сколько угодно, настраивая детали.

Это очень важная черта, отличающая массивы от стандартных микрофонов на столе и конференц-систем.

2. Если система очень большая, то строить ее на Dante выгодно
Централизованное управление большим количеством переговорных комнат становится реальной задачей. Без использования сложных систем интегрированного управления, главное, сразу спроектировать все правильно: и сеть, и комплект оборудования в каждой комнате.

Минимальный состав в переговорную комнату будет включать микрофонный массив (настольный или потолочный) и интерфейс выходов (можно один на несколько рядом расположенных комнат).
3. Интеграция с другими производителями уже началась
Dante – протокол, с которыми можно работать вне рамок одного производителя. То есть при построении крупных систем можно вообще «не выводить» звук из сети. Коммутацию и обработку звука можно осуществлять на аудиоплатформах с поддержкой Dante. Наиболее распространенные в России Biamp и Symetrix имеют Dante карты на борту платформ. Уже давно есть и цифровые микшеры с поддержкой Dante, и усилители с входным Dante интерфейсов.

Таким образом мы постепенно забываем о подключении звука через спикерные, микрофонные кабели. Остается витая пара. Например, недавно Biamp и Shure договорились об интеграции линейки Microflex и линейки платформ Tesira. Это позволит использовать внутри схемы Tesira потолочные массивы в качестве не только источников, но и устройств контроля уровня шума. Обновление выйдет в феврале 2017 года после ISE.
Личные впечатления
Это не «волшебная таблетка». Да, массивы отлично справляются со своим функционалом и в ряде случаев будут вообще незаменимы. Но нет, это не универсальное средство.
Павел Куделин
Из микрофонных массивов нам больше понравился MXA310. Во-первых, из-за наличия mute, о чем писали раньше. Во-вторых, потому что говорящий к нему расположен ближе, а потому звук воспринимается субъективно лучше.
Звук от массивов другой по сравнению с конференц-системой. Нельзя сказать, лучше или хуже. Звук различается из-за специфики приема сигналов. Хотя 99% заказчиков об этом не узнают, потому что не смогут сравнивать и то, и другое вместе.
Для единичного решения (одна одинокая переговорка в компании) – дорого. Для комплексного решения, где таких объектов несколько – в самый раз, учитывая все бонусы от Dante.
Для справки
цены на 11.01.2017 г.
5 532 $
MXA910
1 245 $
MXA310
867 $
ANI4OUT (Аудиоинтерфейс выходной)
Выводы по решению задач
Наши общие выводы после тестирования оборудования:

- Заменой классических конференц-систем ни настольные, ни потолочные массивы не станут. Помешают привычные способы взаимодействия пользователей с оборудованием в конференц-залах;

- Для переговорных комнат решение отличное, удобное. Главное, следить, чтобы помещение было достаточно заглушено;

- Цифровая обработка открывает много вариантов по настройке, а значит по применению. Главное, чтобы у интегратора хватало креативности. Например, популярная у некоторых заказчиков задача скрытой записи происходящего в переговорной комнате решается «на раз», ведь индикацию на микрофонном массиве можно скрыть, и никто не обратит внимание на потолочную плитку, которая немного отличается.

- Для простых задач интегратор не нужен вовсе. IT служба вполне способна запустить и настроить стандартный объект самостоятельно. Это с одной стороны плохо для интеграторов, с другой стороны хорошо для развития подобных систем в целом.
Благодарим компанию Hi Tech Media за предоставленное оборудование для тестирования.
P.S. Если Вы производитель/дистрибьютор и хотите предоставить оборудование на тестирование,
свяжитесь с нами