Андрей Пиджуков, ПРО IoT
Павел Куделин
ПРО УМНЫЕ ГОРОДА
АНДРЕЙ: Я - Андрей Пиджуков, заместитель главного редактора портала «ПРО IoT».
Что сулит умный город
ПАВЕЛ: Андрей, мы сегодня с вами говорим про проект «Умные города». Расскажите чуть-чуть, что за проект? Я так понимаю, что это большая государственная инициатива, - хотя бы немножко, чтобы про нее люди знали.

АНДРЕЙ: Да, этот проект по инициативе Минстроя был принят в рамках госпрограммы «Цифровая экономика» в марте этого года. В чем ее особенность? Про интернет вещей у нас в стране и во всем мире говорят последние 5-7 лет очень активно. На эту тему проводится куча конференций и т.д.

В этом году программа была принята, государство всерьез взяло эту тему в свои руки. Чем это интересно? Умный город включает в себя большое количество технологий, интересов бизнеса и государства.

ПАВЕЛ: В чем плюс? Что этот умный город сулит?

АНДРЕЙ: Как предполагается изначально, это осовременивание городской среды и удобство для его жителей. Это, наверное, то, что ставится во главу угла. За этим стоит огромное количество инициатив, которые еще предстоит реализовать бизнесу совместно с государством. Здесь интересы и строительных компаний, которым придется модернизировать и применять новые технологии при строительстве зданий – как бизнес- и торговых центров, так и жилых домов. Здесь интересы и жителей города. Так в Москве уже реализована программа «Активный гражданин», и любой житель города может писать свои предложения и пожелания или жалобы онлайн.
Умный город – это реально?
ПАВЕЛ: Одно дело писать предложения на смартфоне. Другое дело - некая совершенно новая история про построение городской инфраструктуры. Я чуть-чуть добавлю скепсиса в эту прекрасную идею. Действительно ли это возможно, когда мы смотрим, в том числе, на Зенит-Арену и другие успешные стройки, которые обходятся в совершенно сумасшедшие деньги? И тут Минстрой выходит с таким предложением, которое, по идее, должно полностью поменять подход к построению городов и городской инфраструктуры. Как вы считаете, это реально, или все-таки этот проект – красивый, удобный, с большим флагом, - но вряд ли реализуемый когда-то.

АНДРЕЙ: Мне кажется, что это реально. Здесь нужно разделить умные города на 2 типа: есть города, которые создаются с нуля, как Инноград или Сколково. Здесь все проще – можно изначально планировать. Что касается старой инфраструктуры, а у нас и Москва, и особенно Петербург – это действительно старые здания и устаревшие инженерные сети – здесь, конечно, сложнее. Но все возможно!

Что вообще интернет вещей принес? Этой концепции на самом деле два десятка лет, и умный город тоже сама по себе концепция довольно старая. За последние 5 лет стоимость датчиков и появление беспроводных технологий позволило при довольно небольшом бюджете реализовывать системы сбора и обработки данных и т.д. Поэтому их можно развернуть и на старой инфраструктуре, и это все реально.

ПАВЕЛ: Я понимаю, что возможностей сейчас довольно много, например, снимать показатели стало сильно дешевле. Я все-таки спрашиваю про другое. На ваш взгляд, несмотря на то, что многое стало сильно дешевле, чем раньше, насколько у нас это сейчас возможно в ближайшие лет 5-10 с учетом того, что дырки в асфальте до сих пор не заделываются, а бордюрный камень каждое лето меняется? Я сейчас как бы невольно оппонирую самой идее, потому что, мне кажется, что это логичный вопрос, который сразу возникает.

АНДРЕЙ: Здесь сама технология – это просто инструмент в руках людей, и как они ей смогут распорядится – это уже отдельный вопрос. Успешные примеры есть и за рубежом, и у нас. Москва – самый успешный пример, потому что она входит в тридцатку самых современных и оснащенных умных городов мира по разным исследованиям. Здесь это уже реализуется, в Петербурге в меньшей степени.
Что умного есть в Москве
ПАВЕЛ: А что в Москве такого умного? Мы живем с вами здесь – на что обратить внимание с точки зрения того, что это пример умного города?

АНДРЕЙ: Думаю, что просто многие вещи невидимы глазу. К технологии умного города относится видеонаблюдение и обработка видео - огромный массив информации, который нужно обрабатывать. Это относится к сфере безопасности, когда камера что-то фиксирует и автоматически приходит сигнал SOS, и т.д. Это все реализовано, по крайней мере, в большей части города. Естественно, все еще совершенствуется.

Я точно знаю, что в Москве есть проект по оснащению умными светофорами и умному освещению. Это когда опять же видеокамера фиксирует загруженность дорог, и исходя из этого регулируется движение.

ПАВЕЛ: Это уже работает в Москве?

АНДРЕЙ: Вообще это точно работает в тестовом режиме в некоторых городах, не только в Москве, но не берусь ответить, работает ли где-то в конечном виде или нет.
Интересен ли умный город бизнесу
ПАВЕЛ: Инициатива Минстроя бизнесу интересна?

АНДРЕЙ: Конечно.

ПАВЕЛ: Крупному, среднему, мелкому? Я думаю, что она всегда интересна Ростелекому. Все такого рода инициативы им всегда интересны. Помимо Ростелекома они кому-то еще интересны?

АНДРЕЙ: Не так много, но есть частные компании, которые занимаются сетями связи. Сейчас появились несколько стандартов относительно технологии LPWAN, например, LoRaWAN.

ПАВЕЛ: Даже я не знаю, что это такое. Поэтому стоит чуть-чуть рассказать поподробней.

АНДРЕЙ: К LPWAN относятся технологии в так называемом не лицензируемом диапазоне – это LoRaWAN. Ей активно сейчас занимается компания ЭР-Телеком. Насколько я знаю, на данный момент она эту сеть запустила в 60 городах по России. Это сеть именно для интернета вещей. В основном это ЖКХ либо промышленный интернет вещей, то есть когда большое количество датчиков устанавливается, если говорить о ЖКХ, на счетчиках, если говорим о промышленности, на станках. Все это требует передачи данных. Этот не лицензируемый диапазон частот LoRaWAN позволяет передавать данные относительно дешево и эффективно. Каждый датчик передает небольшой объём данных, и здесь не требуется 3G, 4G или 5G.

ПАВЕЛ: Помимо не лицензируемых частот есть ли какие-то лицензируемые?

АНДРЕЙ: Лицензируемые – это NB-IoT, которым занимается сотовые операторы, в частности МТС и Мегафон. Пилотные проекты уже тоже у них запущены. Это такая же сеть интернета вещей, как и LoRaWAN, для сбора информации со счетчиков и датчиков.

ПАВЕЛ: Как я понимаю, ЖКХ – это основной целевой сегмент во всех этих штуках, во всяком случае, в ближайшее время?

АНДРЕЙ: Да. Польза от использования таких технологий очевидна. Прежде всего можно снимать в автоматическом режиме показания счетчиков, которые установлены в квартирах, в зданиях и так далее. С этим сейчас большая проблема у коммунальщиков, и действительно технология позволяет решить эту проблему. Счетчик с таким датчиком стоит ненамного дороже, и в итоге все получают от этого выгоду. Жителям не приходится постоянно звонить в коммунальные службы, а коммунальные службы вовремя получают все данные.

ПАВЕЛ: Но это все-таки крупный бизнес? Интересно ли это, например, среднему бизнесу?

АНДРЕЙ: Частные управляющие компании – это тоже средний бизнес. Средним бизнесом можно назвать частные региональные строительные компании.

ПАВЕЛ: Зачем им это? Что они от этого получают?

АНДРЕЙ: Во-первых, многие это уже применяют. Умный дом – это новый маркетинговый ход для компании: мы строим умный квартал, умный дом с такими-то преимуществами для жителей. То есть это способ выделиться на фоне конкурентов. Второй момент – если строительные компании берут на себя автоматизацию зданий, и они сами способны этим заняться, то для них это новое направление бизнеса и дополнительная возможность заработать.

Отдельно это касается всевозможных разработчиков, потому что здесь будет большая востребованность разных приложений для мобильных платформ интернета вещей, которые будут генерировать, обрабатывать, анализировать данные.

ПАВЕЛ: То есть потенциально это новая площадка, на которой можно, в том числе, подработать?

АНДРЕЙ: Да, как любые новации.
На какой стадии сейчас программа «Умные города»
ПАВЕЛ: Хорошо. Если говорить про эту программу – что сейчас с ней происходит? На каком сейчас этапе находится инициатива государства, есть ли какие-то понятные ближайшие этапы у нее? Чуть-чуть расскажите, чтобы было понятно, что с ней будет дальше и на какой точке она сейчас.

АНДРЕЙ: Программа «Умные города», насколько я помню, - это 20 пилотных городов, в которых она тестируется. Минстрой сделал паспорт умного города. Это каталог успешных технологий, уже опробованных в других городах, которые можно использовать в своем городе. Скажем, мэр города открывает каталог и может выбрать то, что ему интересно. Там для разных городов, например, с населением 200 тысяч, 500 тысяч, миллионники, Минстрой дает некий шаблон и описывает технологии и контакты, куда можно обратиться.

ПАВЕЛ: Это все похоже на конструктор сайтов – заходишь, выбираешь несколько виджетов, из этого получаешь за один вечер сайт, пусть даже минимальный. А тут конструктор городов – открываешь папочку и выбираешь: «Сделать умное освещение», телефон такой-то, Иван Иванов.

АНДРЕЙ: Посмотрим, как это будет реализовано. Пока сейчас главная проблема у государства, в том числе, реализовать все эти технологии. Все это пока существует в виде концепции, не хватает поддержки и вовлеченности бизнеса в создание сервисов, потому что заниматься этим должен все-таки бизнес. Здесь конечно же уже подтянуты все крупные компании (Ростелеком, МТС, Мегафон), насколько я знаю. Они все участвуют в создании этой концепции. У них есть возможность взяться за разработку этих технологий.

Думаю, что все-таки, несмотря на то, что это все исходит сверху и по вертикали, как и все у нас в стране, региональные компании какое-то место смогут занять. Технологически самые основные решения, скорее всего, уже реализованы и будут браться из шаблона. Это решения Ростелекома и наших сотовых операторов в первую очередь.

ПАВЕЛ: Если это действительно настолько интересно для бизнеса, если это открывает возможности – да, город, может, не очень большой, но если у меня маленькая IT-компания, почему бы не выйти на новый рынок? Так все-таки почему тогда бизнес тормозит, если это столь привлекательно? Почему государству не хватает ответа от бизнеса?

АНДРЕЙ: Нет, не то, что бизнес молчит. Бизнес как раз многими вопросами начал заниматься еще несколько лет назад. В частности, появилась компания «Стриж» и еще несколько операторов, которые занимаются как раз LPWAN. Сейчас не знаю, как для них сложится – либо эту нишу займут крупные операторы типа ЭР-Телекома и им ничего не останется, либо они как-то сумеют выстоять. Но проблема в том – даже не проблема, а вопрос времени – государству нужно договориться, определиться с подрядчиками, кто будет заниматься этими технологиями, и наладить сотрудничество.

Сейчас как раз это активно обсуждается, и этой проблеме как раз отчасти будет посвящен наш круглый стол, на который приглашены представители министерства и операторов крупного и среднего бизнеса. Мы хотим выяснить, что сейчас на данный момент нужно Министерству строительства от разработчиков, какие им технологии интересны, и чем может помочь бизнес.

ПАВЕЛ: То есть такая точка встречи бизнеса и государства. А такие точки встречи уже были? Это первая попытка? Как обстоят дела с этой коммуникацией?

АНДРЕЙ: Конечно, были. Насколько я понимаю, Минстрой организовал рабочую группу, в которую входят представители бизнеса, того же Ростелекома, МТС, Мегафона и других компаний. Это все обсуждается. На нашем круглом столе мы просто публично обсудим эти вопросы и проблемы. Каждый выскажется со своей стороны, что происходит, какие есть нужды, требования и вообще актуальную информацию по реализации данной программы.

ПАВЕЛ: Вы сами какую деятельность ведете, какую роль играете? То есть что вы там делаете?

АНДРЕЙ: Наш портал ПРО IoT – один из организаторов круглого стола. Мы будем модерировать, формулировать вопросы. Наша задача – осветить деятельность Министерства и бизнеса по реализации данной программы. Там очень много всего происходит, очень быстро ситуация меняется, и нам действительно интересно, как там дела.
Опасения, или куда нас заведет искусственный интеллект
ПАВЕЛ: ОК. Если бы у вас сейчас была возможность задать вопрос по программе «Умные города» господину Мутко, что бы вы спросили?

АНДРЕЙ: Тут много щекотливых моментов. Данные будут, если все это будет реализовано. Так называемые большие данные сначала будет генерироваться на уровне муниципалитетов, то есть городов. Потом они каким-то образом будут поступать и обрабатываться на федеральном уровне.

Речь идет о том, что если сотовые операторы сейчас собирают данные о вашем местоположении и о других вещах, которые касаются личного пространства, то здесь еще больше информации о вас будет получать государство. Точнее, почти все – сколько вы электроэнергии и воды тратите в месяц, какие у вас особенности. С учетом появления и реализации искусственного интеллекта такие объемы информации можно обрабатывать и получать совсем неожиданные результаты.

ПАВЕЛ: Фактически мы говорим о тотальной – не хочу сказать тотальном контроле, но о тотальной прозрачности жизни человека для государства.

АНДРЕЙ: Да, все, что описано в антиутопиях – так оно и есть. Что будет дальше вызывает опасения, думаю, просто у всех, потому что технологии стремительно развиваются. Искусственный интеллект, в принципе, непонятно, куда нас заведет еще. И бизнес, и власть заинтересованы в том, чтобы люди не боялись новых технологий, использовали их, потому что это развивает экономику – появление новых сервисов, новых направлений бизнеса и т.д. Плюс это, конечно, экономическая эффективность, если речь идет об умном производстве.

Если мы это не будем использовать, мы просто отстанем – мы уже отстали на несколько лет от ведущих стран.

ПАВЕЛ: Надеюсь, что у вас будет возможность все это обсудить. Если будет кто-нибудь из Минстроя, желательно как можно выше задать ему все нужные вопросы, которые хочется.

АНДРЕЙ: Мы постараемся.

ПАВЕЛ: Спасибо большое, было очень интересно.