ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИИ БИЗНЕС-ВИДЕО 2018

Разбор крупных кейсов последнего года

и типовых проблем в них возникающих
Хочу рассказать про проекты последних лет, с которыми я так или иначе сталкивался, и сделать из них выводы, не обязательно плохие – разные!
Рассмотрим частые ошибки и просчеты, которые, на мой взгляд, ухудшают проекты, в хронологии этапов их реализации.

Этапы реализации AV-проекта:
  1. Создание концепции;
  2. Конкурс;
  3. Реализация решения;
  4. Эксплуатация.
Этап создания концепции
Мыслим своими шаблонами
На фото не кабинет, про который пойдет речь, просто нужна была иллюстрация. Люди, которые занимаются созданием конференц-залов, переговорных комнат и кабинетов топ-руководителей, наверное, поймут, про какую историю я рассказываю.
Не так давно одному важному чиновнику, который не сходит с телеэкранов, сделали огромный кабинет для принятия решений. Ключевым моментом проекта был дизайн помещения, для чего привлекли очень дорогого и модного дизайнера. Он закупил очень дорогую мебель и материалы, и предоставил дизайн-проект, который был согласован на всех верхних эшелонах власти.
В какой-то момент дизайнер сказал:
- У меня есть место под 2 колонки. Думаю, этого достаточно.

Продолжение истории мне рассказали коллеги, которых вызвали в этот кабинет для того, чтобы как-то исправить ситуацию. Проблема заключалась в том, что люди, которые приходили в кабинет и сидели на некотором расстоянии от стола «генерала», не слышали, что он говорит. Акустика была такой, что многократные переотражения от стен очень сильно искажали речь.

Такое бывает. У нас был проект, где мы так сильно профакапили, что в помещении действительно не было ничего слышно.

Здесь была та же самая история. Люди присутствовали на совещаниях, но ничего не понимали, поскольку было плохо слышно. Только через год стало ясно, что помещение сделано так, что разбирать речь в нем невозможно.
Почему это произошло?
Потому, что каждый из нас в каком-то смысле профессионально деформирован. Архитектор и дизайнер мыслит категориями красоты, мебели, материалов, которые он будет использовать; IT специалист - категориями сетей, пропускной способности, розеток, патч-панелей и всего остального. Возникает вопрос – если решение предусматривает аудиовизуальную часть, кто же мыслит категориями аудиовизуальных решений? Зачастую никто!
Старые схемы в голове
В прошлом году мы начали включаться в проект в Звездном городке. Это бассейн огромного диаметра и 12 метровой глубины для тренировок космонавтов.
Для подводной съемки там используются камеры с так называемой нулевой плавучестью, которые в зависимости от давления воды зависают на нужной глубине. На тот момент (и до сегодняшнего дня) это были старые камеры, к которым в качестве компенсатора примотан кусок поролона. Это решение в 70-е годы прошлого века спроектировал местный НИИ.

Когда было принято решение о модернизации бассейна, руководство снова обратились в этот же НИИ, и там посоветовали примерно то же самое. Но на дворе был 2017 год и люди хотели получить что-то более качественное и современное.
В чем проблема?
Мы зачастую мыслим старыми схемами. Мы знаем способ решения, который когда-то использовали, и продолжаем действовать таким же образом, ожидая получить новый хороший результат. Не получится.
У этого проекта было очень интересное продолжение, о котором расскажу чуть позже.
Незначимым можно пожертвовать
Это многофункциональный зал (МФЗ) в Технопарке «Сколково», предназначенный для проведения больших форумов и мероприятий.
Некая компания рассчитала бюджет и сказала, что дешевле, чем за 280 млн рублей невозможно физически обеспечить функционал, который требовался Заказчику. Но у него было только 20 млн рублей.

В этот момент появляемся мы. Заказчик познакомил нас со своими требованиями и попросил ужать спецификацию с 280 до 20 без потери функциональности.
Помните старую байку про 10 шапок, которые нужно было сшить из одной шкуры?
На самом деле зачастую возможно, пожертвовав неважным, действительно сильно ужать бюджет без потери ключевых особенностей проекта.

Этот проект реализовывали другие люди, а мы его сопровождали и консультировали. В результате МФЗ был выполнен с точки зрения мультимедиа за 80 млн рублей без потери ключевой функциональности, то есть фактически дешевле в 2,5 раза.
В чем проблема?
Для того, чтобы ужимать AV-проекты без потери функциональности требуются как раз специалисты по мультимедиа – не айтишники и не дизайнеры.
Этап конкурса
Кто придет на конкурс?

Проект, про который я рассказывал чуть раньше – тренировочный бассейн Звездного городка.

Заказчик вышел на конкурс с суммой 12 млн рублей, которую им посчитал тот самый НИИ, который с 70-х годов XX века делает камеры с нулевой плавучестью из пенопласта: «За эти деньги вы можете тут все перестроить!»

Мы определили сумму минимум 25.









Заказчик выходит на конкурс, но никто не приходит. Помимо маленького бюджета, там было дополнительное требование, что все оборудование, которое устанавливается в бассейне и в соседнем помещении, должно пройти военную проверку на предмет работы в условиях повышенной влажности.

В итоге конкурс объявлялся 4 раза и 4 раза никто не пришел, потому что никто не готов за эти непонятно кем и как посчитанные деньги решить такую задачу. Проект так и не реализован и ушел на следующий год.
Мои выводы
Стоимость проекта рассчитана без учета действительных требований Заказчика. Конечно, за 12 млн можно опять прикрутить пенопласт к камерам, может быть, даже от Panasonic, и бросить их в бассейн. Но вряд ли Заказчик получит то, что хочет с точки зрения обучения космонавтов.
Как проводить конкурс,
или что происходит с 44-ФЗ


Проект, про который я рассказывал чуть раньше – тренировочный бассейн Звездного го
Сейчас фактически ни один проект, который выходит на конкурс, не является, так скажем, нейтральным. Специфика такова, что требуется предварительная работа и защита проекта, поэтому 99% конкурсов, которые выходят на финишный этап, с кем-то аффилированы, например, с системным интегратором, если в проект заложено конкретное специализированное оборудование.

В целом это правильно, если оставить снобизм в стороне. Иначе просто заказчики получат не то, что хотят.

Знаю множество историй, когда конкурс выигрывал какой-нибудь ИП Кузнецов, в результате заказчик за в 2 раза меньшую сумму получал совершенно не то, что нужно.

Мой любимый пример, когда в детский дом по конкурсу были проданы кроватки для кукол Барби. ТЗ было написано так, что под него некое ИП сумело продать игрушечные кровати, в которые дети, к сожалению, не поместились.
Нужно учитывать современные тенденции
Все проекты, включая мелкие и средние, сейчас аффилированы, поэтому необходимо заходить в конкурс как можно раньше, иначе это вообще бессмысленно.
Крупные проекты имеют свой нюанс. Они, как правило, делятся на 2 этапа:
  1. Конкурс на проектирование (создание проектной документации);
  2. Отдельный конкурс на реализацию проекта на основании проектной документации.
Отсюда возникает проблема – такое разделение делает проект по сути годовым, то есть его невозможно быстрее выполнить.

Конечно, бывают сложные инсталляции, для которых год – не срок. Например, сейчас таким образом движется проект «Лахта-центр» в Питере. Он строится уже 10 лет, похоже, столько же будет еще оснащаться.
Этап реализации
Не забываем про сценарии поведения

Буквально 2 недели назад мы встречались с одним из руководителей АСИ (Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов). Это некоммерческая правительственная организация, которая курирует множество государственных проектов стратегического развития в области робототехники, нейросетей, аудиовизуальных технологий, например, Worldskills.
Перед нами была поставлена задача - сделать им универсальные залы для встреч и переговоров. Мы предложили самые удобные, с нашей точки зрения, BYOD решения, когда на столах нет никаких проводов. Человек приходит со своим устройством (ноутбуком, планшетом, телефоном), втыкает в него маленький стик (типа флэшки) и отправляет свой контент, например, презентацию на экран. Реально очень удобно и просто.

В ответ мы услышали рассуждения руководителя, кстати, бывшего программиста:
- О, вы предлагаете такое дорогое устройство – за 2,5-3 тысячи долларов! Но это же легко реализовать: берем софт для удаленного управления, например, TeamViewer или NetOP, ставим его на ноутбуки людей, которые приходят в переговорную комнату, удаленно залезаем и управляем - показываем ту же презентацию!
Что в этом не так?
Теоретически это правильная и более дешевая идея. Но она не учитывает такой важный показатель, как сценарий поведения пользователей.
Решение бывшего программиста из АСИ технически правильное, но не учитывает то, что люди так не могут работать.
Не забывать про главное
Еще один проект в Сколково - Деловой центр MATREХ (Матрёшка), реализованный в 2017 году проектно-дизайнерским бюро «Софит Лайт»

Проект очень крутой. Над залом располагается спиральный пандус, подсвеченный проекцией. Компания Panasonic сюда продала, страшно сказать, около 100 дорогих лазерных инсталляционных проекторов.
Дмитрий Радченко, один из лучших специалистов по проекции и сшивке в России, "прожил" в Матрешке около 1,5 месяцев, сшивая проекторы, чтобы они показывали ровно картинку. По окончании сшивки говорят Заказчику:
- Ребята, готово – несите контент, который будете здесь показывать!
- Какой контент?!

Про контент забыли!

В результате в момент сдачи объекта, а там присутствовали все первые лица страны, компании SpinetiX (производитель плееров) и Panasonic показывали некий свой контент в качестве бэкграунда по всей Матрешке.

На следующий год руководство планирует добыть денег для производства контента, поскольку без контента все это дорогое оборудование просто бесполезно.
Про что эта история?
Это история про то, что забыли самое главное.
И снова…
В 2017 году совместный проект компании ЛАНИТ и поставщика оборудования DIGIS парк «Зарядье» получил престижную премию ProIntegration Awards.
В проекте предусмотрено много интерактивных точек для навигации и отображения информации. Для производства контента в проект была приглашена известная ТРК Amedia TV, которая создает огромное количество передач для телевидения.

Специалисты компании честно полгода ковали контент – снимали и монтировали прекрасные ролики. Но когда к моменту сдачи принесли их на объект, тех служба эксплуатации Зарядья сказала: «Что вы такое принесли? Это сюда вообще не годится, потому что для плееров нужны не ролики, а фактически интеллектуальный контент, который генерирует информацию на экранах самостоятельно. Это совсем другая история.»

Снова забыли про самое главное! Ролики оставили и начали заново делать контент для Зарядья.
Этап эксплуатации
Не учитываем формат


Я уже рассказывал про проект «Matrex» в Сколково. Там в самом низу есть зал, в котором проводятся важные мероприятия, например, Форум «Открытые инновации», на которые приезжают высокопоставленные гости и зарубежные участники.

По периметру зала на большой высоте расположен видеоряд. Чтобы его увидеть, людям приходится задирать голову, что выглядит иногда довольно комично. Бедным операторам, ведущим прямые трансляции с мероприятий, приходится сложно! Они вынуждены отводить камеры или ставить перебивку в тот момент, когда какой-нибудь важный чиновник вдруг решит посмотреть вверх на экран.
В чем проблема?
Не учли, что люди обычно смотрят на экраны, которые их окружают – иначе зачем их вообще устанавливать?
Важно эксплуатировать то, что спроектировал
И снова многофункциональный зал в Сколково.
Изначально планировалось установить видео стену на несъемной конструкции на высоте около 5 метров (при общей высоте 15 м), чтобы повесить ее 1 раз и забыть.

Это привело бы к тому, что если что-то выйдет из строя, то это надолго, если не навсегда. На простую замену панели потребуется несколько дней работы: нужно построить леса или туру, чтобы залезть на такую высоту, снять негодную панель, поставить обратно новую, настроить видео стену. Выбрать время для этого достаточно сложно, поскольку зал постоянно сдается в аренду.
В чем проблема?
Люди часто забывают про дальнейшую эксплуатацию проекта.
Где брать примеры?
Я часто думаю – где взять хорошие примеры инсталляций? В нашей стране это реальная проблема.
Есть Национальная Премия ProIntegration awards, которая присуждается за лучшие достижения в области проектирования аудиовизуальных решений. Организатор проекта - выставочная компания МИДЭКСПО и Integrated Systems Events. В прошлом году я поинтересовался, кто и как выбирает победителей?

Команда, которая принимает решение, состоит из главных редакторов журналов, независимого эксперта и иностранного представителя. Главные редакторы журналов решают какой проект оказался самым интересным, удобным и функциональным. Причем делают они это на основании фотографий объектов!
Вам не кажется, что что-то здесь не так?
Насколько возможно на основании фотографии квартиры решить, что там будет удобно жить? Довольно сложно, наверное.
В качестве итога
Учитываем, что каждый смотрит со своей позиции

На позиции мультимедиа может не быть никого. В AV-проектах наряду с дизайнером и IT-специалистом обязательно нужен AV-эксперт, который связывает между собой все сферы с мультимедиа.
Берем внешний аудит

Призываем мнение со стороны, чтобы подстраховаться – причем не важно, интегратор вы или конечный клиент
Строим систему вокруг сценариев людей

Не придумываем то, что люди не делают. Создаваемый вами проект должен помогать им быстрее и удобнее делать именно так, как они делают уже сейчас.
Подмечаем хорошие примеры

Их не так много. Если встретили хороший проект, фотографируйте или записывайте его на камеру, чтобы потом повторить что-то подобное.