ПАВЕЛ: Что есть интересного сейчас в сфере звука?
ИГОРЬ: На сегодняшних день одна из основных тем, которая муссируется в мире – это иммерсионный звук.
ПАВЕЛ: Что это такое по-простому?
ИГОРЬ: Это объемно-пространственное звучание, которое по восприятию очень похоже на модные сейчас изображения 3D, но только в звуке. На самом деле сегодня эта революционная тема в мире начинает быть востребована очень серьезно. Других новых революционных разработок на сегодняшний день в звуке практически нет.
Одной из первых этим занялась компания L-Acoustics. Ее генеральный директор Кристиан Хейл в свое время совершил революцию в 1992 году. Под его руководством разработана революционная на сегодняшний день система L-ISA. Штаб-квартира подразделения L-Acoustics, где идут основные разработки этой системы, находится в Лондоне.
Что дает L-ISA? Что в ней такого удивительного? Часто задается вопрос: «Это как Surround, или как кино 5.1 или 7.1?» Нет, это не то - близко по определенной идеологии, но принципиально другое. То, что мы видим в кинотеатре, - это готовый записанный контент. L-ISA, - это система с использованием и готового контента, и живого исполнителя в театральных постановках, в мюзиклах – практически где угодно.
Сегодня в мире уже есть несколько фиксированных инсталляций с этой системой. Одна из систем стоит у нас в Москве. Она одна из первых в мире, но стоит в частном клубе, куда, к сожалению, нет доступа.
ПАВЕЛ: Еще раз по-простому. Насколько я помню, каждый производитель акустики обязательно говорит, что он изобрел что-нибудь радикально новое, революционное. Это правда что-то новое, нежели у нас есть на рынке?
ИГОРЬ: Да, это новое. Объемное звучание создает, я бы сказал, несколько непростые ассоциации в голове, вы не всегда даже понимаете – где я? Можно создать совершенно бесподобное звучание, которое дает ощущение, что вы играете в оркестре – например, сами пилите на скрипке! Это настолько мощно действует на психику человека и дает потрясающие ощущения!
На сегодняшний день это единственная система в мире, которая может создать в театральной постановке, в мюзикле пространственное звучание на 95% зрительских мест.
ПАВЕЛ: Даже при большом количестве людей в зале?
ИГОРЬ: Да, и в этом ее самый интерес, потому что в любом зале, о котором говорят: «У нас стереофоническое звучание», только процентов 20 зрителей в основной зоне слышат стерео. Все остальные этого не ощущают никак. Создать там хорошее, полноценное, глубокое стерео практически нереально. А с этой системой можно создать стерео фактически для всего зрительного зала.
ПАВЕЛ: В чем секрет? В чем фишка? За счет чего изменения?
ИГОРЬ: В мозгах. Это цифровые компьютерные технологии – ничего там хитрого особо нет.
ПАВЕЛ: Чуть-чуть вскройте содержимое – как это работает?
ИГОРЬ: Отлично!
ПАВЕЛ: Конкретнее?
ИГОРЬ: Это система, обрабатывающая звук и управляемая с компьютера звукорежиссером-технарем, который умеет это делать.
ПАВЕЛ: Нет, секундочку. У меня есть зрительный зал. Все равно звуковые волны летят в этот зрительный зал – что там нового? За счет чего возникает стереоэффект?
ИГОРЬ: Это не стереоэффект. Стереоэффект можно создать с помощью этой системы, но она более глубокая, чем стерео. Она дает возможность локализации артиста на сцене в полном объеме. Где бы он не находился – справа, слева, в середине – звук идет оттуда. Мы можем трансформировать переход в любую точку, и локализовать его в виде звука.
ПАВЕЛ: Сколько же колонок нужно поставить, чтобы этого добиться?
ИГОРЬ: Не меньше 5, но желательно 7 систем – не колонок, а акустических систем. Пять – это минимум, на котором можно этот эффект реализовать. L-ISA дает возможность приблизить говорящего, поющего, играющего – какого угодно исполнителя к зрителю максимально близко. Это еще один важный эффект – приближение. У зрителя нет ощущения, что где-то там, далеко что-то происходит, и он не очень хорошо это понимает. Это и есть локализация и объёмность. Система дает эту возможность.
Сегодня в мире есть несколько концертных шоу, которые используют эту систему. Если все сложится удачно – не все прогнозируется в этой жизни – мы эту систему реализуем в Московском театре мюзикла, и это можно будет вживую послушать в живом исполнении.
ПАВЕЛ: Требуется ли какая-то подготовка помещения?
ИГОРЬ: Подготовка помещения – это отдельная тема, которая к системе не относится. Система – она сама по себе: колеса сами по себе, машина сама по себе.
ПАВЕЛ: Поясню. Некий другой уважаемый производитель в какой-то момент предлагал систему, которая позволяет довольно сильно выправить акустику помещения.
ИГОРЬ: Да, есть такие производители и есть такие системы.
ПАВЕЛ: Я к тому – есть ли здесь требования к акустике помещения и насколько они высоки?
ИГОРЬ: Требования всегда высоки. Те системы, о которых вы говорите, существуют в мире – у разработчиков нет проблем. Но там есть один момент, о котором мало кто упоминает. Изменить акустику в сторону увеличения времени реверберации реально, а в сторону уменьшения – нет.
ПАВЕЛ: Есть один уважаемый производитель, который обещает это.
ИГОРЬ: Нет, такой техники еще пока не существует. Это можно осуществить только трансформацией архитектурной акустики зала. Это очень дорогое мероприятие, очень непростое. На сегодняшний день в нашей стране этого практически ни у кого нет.
Те электронные способы, которые дают эту возможность, позволяют увеличить время реверберации в зале, но никак не уменьшить. Поэтому зал все равно должен быть архитектурно обработан, чтобы уменьшить естественное время реверберации именно в архитектуре зала. Это самая большая проблема в нашей стране на сегодняшний день.
ПАВЕЛ: Когда мы говорим про иммерсионный звук – это все-таки инсталляции или это могут быть еще какие-то, например, туровые истории?
ИГОРЬ: И то, и другое. Это и фиксированные инсталляции, и туровые дела. сегодня уже существуют гастрольные команды, которые используют эту систему в турах.
ПАВЕЛ: В России?
ИГОРЬ: Нет.
ПАВЕЛ: Просто когда я прихожу на концерт, мне всегда хочется плакать от уровня звука.
ИГОРЬ: А я не хожу, потому что я больше, чем плачу. Я начинаю болеть, плохо себя чувствовать, меня тоска берет – прямо девочек по вызову надо вызывать сразу. Отвратительно! К сожалению, уже много лет в нашей стране почему-то этому совсем не придают значения. Уже 10 лет, как все факультеты, связанные с архитектурной акустикой, закрыты в нашей стране.
ПАВЕЛ: Они, может, и открыты, но непонятно, что они там делают.
ИГОРЬ: Ничего не делают. Вот беда!
ПАВЕЛ: Хорошо. А звукорежиссеру, который будет на этом работать, нужно как-то специально обучаться, чтобы понимать? Это какая-то другая идеология?
ИГОРЬ: Обязательно. Это другая идеология. Есть обязательный тренинг, очень непростой и достаточно объемный по информации.
ПАВЕЛ: Кучу всего надо знать и уметь для того, чтобы получить эффект, который якобы превосходит все возможные ожидания?
ИГОРЬ: Да. Обязательно учиться. Сейчас такие технологии, что всему надо учиться – даже обычному стандартному звучанию. Все современные цифровые технологии подразумевают обязательный тренинг.
ПАВЕЛ: В акустических системах, которые используются для построения такого эффекта, есть что-то новое?
ИГОРЬ: Нет.
ПАВЕЛ: Условно говоря, мне интересно, за счет чего эффект? За счет обработки?
ИГОРЬ: Да, за счет компьютерного моделирования, плюс качество оборудования, конечно, имеет значение. Это абсолютная точка отсчета.
ПАВЕЛ: Но все-таки ключевая вещь – это именно моделирование?
ИГОРЬ: Да, это мозги, которые в состоянии это все реализовать. Это уникальная вещь. В одном из великолепных тематических парков в Нанте во Франции в потрясающем вращающемся зрительном зале предусмотрено пространственное и видео изображение, и звуковое сопровождение – просто крыша едет, эффект умопомрачительный!
ПАВЕЛ: Дорого?
ИГОРЬ: Дорого. Относительно. Относительно чего дорого? Что такое дорого? Ведь вопрос в чем – не дорого, а мы мало зарабатываем. Все, в принципе, не дорого, и все, в принципе, в абсолютно нормальных решениях. Я не вижу проблем в плане дорого. Строительство в десятки и сотни раз дороже.
ПАВЕЛ: Насколько система применима в простых инсталляциях, когда у меня, например, есть просто конференц-зал или комната для совещаний?
ИГОРЬ: Там смысла нет в этой системе. Зачем? Это коммерчески не оправдано.
ПАВЕЛ: То есть это оправдано там, где мы хотим какой-то дополнительный вау-эффект создать?
ИГОРЬ: Да не в этом дело. Вау можно и в конференц-зале получить, только смысла нет. Там задача другая – нужна высококачественная разборчивость, четкость и все прочее. А здесь мы создаем именно локализацию актеров на сцене и объемное звучание, которое, по словам моего товарища, «обволакивает».