ПАВЕЛ: Некоторое время назад в музеях стала очень популярной история с мобильными аудиогидами. Какие сейчас есть популярные штуки в музейной сфере? От чего сейчас музейные специалисты испытывают удовольствие в хорошем смысле: «Вау, я тоже хочу!»
ИГОРЬ: Я говорил про гласные и негласные стандарты, к которым сегодня можно отнести цифровой гид. Понятно, что никакого отраслевого ГОСТа на это нет, но трудно представить сегодняшний музей без цифрового многоязычного гида. Он проведет тебя определенными зонами, расскажет интересные истории в большем или меньшем объеме в зависимости от того, сколько времени у тебя есть. По сути, ты сам программируешь маршрут и степень представления материала, который хочешь впитать. Я считаю, что это абсолютно правильная вещь.
Но безусловно, интереснее, когда все эти технологии перекочевывают на мое мобильное устройство. Мы сейчас привыкли и работать, и развлекаться, и решать какие-то повседневные проблемы со своими мобильными персональными помощниками. В этом смысле, когда я прихожу в музей, мне немножко может не нравиться, когда я должен выстоять очередь, получить гаджет, с которым я хожу по залам, и даже какую-то материальную ответственность нести (в некоторых музеях просят оставить залог).
Проще, конечно, все это иметь на своем мобильном устройстве. Современные технологии позволяют, придя в цифровой музей и зарегистрировавшись, получить полный доступ ко всем сервисам и всей информации, которые этот музей представляет. Это современный правильный подход.
ПАВЕЛ: Технически проблема решена? Понятно, как это делать?
ИГОРЬ: Технически проблем нет. Более того, наша компания уже даже показывала технологию, когда человек со своим персональным телефоном, зарегистрировавшись при входе в музей, как бонус получает наглядный маршрут движения по территории экспозиции. Также есть возможность, зарегистрировавшись под определенным профилем, получать более целевой контент. Если я, допустим, представился как историк, у меня больше будет именно исторической информации, а если как инженер, то технической, хотя я буду находится в той же самой зоне.
Попутно администрация музея получает срез данных о том, сколько человек посмотрели эту экспозицию, какими маршрутами они двигались, сколько времени провели в той или иной зоне. Проанализировав эти данные можно сделать соответствующие выводы о том, что вот этот маршрут, может быть, не совсем оптимальный, нужно немного переорганизовать пространство; этот экспонат вообще не вызывал никакого интереса у аудитории и его, может быть, стоит убрать и поменять на что-то другое; здесь постоянно была толпа и люди не могли нормально познакомиться с этой экспозицией, поэтому здесь нужно как-то перепланировать пространство или упорядочить поток людей.
ПАВЕЛ: Фактически мы начинаем рисовать треки, по которым идут потоки людей. Это что-то очень похожее на технологии отслеживания, которые сейчас использует ритейл, когда планирует локации внутри больших торговых комплексов. Это уже есть в музеях?
ИГОРЬ: Я замечал, как эти технологии действуют на больших крупных зарубежных выставках, когда вся информация о посетителях накапливается. Это полезно как администрации, так и самим посетителям.
ПАВЕЛ: То есть для музеев сейчас это скорее некая идея, предложение?
ИГОРЬ: Для музеев это скорее идея. Я не видел еще ни одного музея, который бы целенаправленно внедрил технологию такого измерения степени интереса аудитории к экспозиции не просто на пальцах, что да, у нас сегодня была толпа народа, школьники или пенсионеры пришли, а что конкретно людей заинтересовало, где они провели больше времени, где они оставили отзывы.
Интерактивность в каждой зоне не то, чтобы допустима, а необходима, чтобы человек мог взять себе какие-то материалы на изучение, написать пожелания по конкретной зоне – не в принципе о музее, а оставить пометки здесь и сейчас для того, чтобы еще более улучшить, оптимизировать данную зону.
ПАВЕЛ: Вы предлагаете делать выводы на основании трекинга, то есть на основании того, где человек задерживался, сколько времени он проводил в той или иной локации или около того или иного предмета. Можно ли каким-то образом, кроме как отслеживая движение человека, еще получать эту информацию и честную обратную связь не только в журнале, где человек пишет «Спасибо»?
ИГОРЬ: Я говорил, что интерактивность может быть в любой зоне, где человеку предлагается оставить какие-то пометки, пожелания.
ПАВЕЛ: Я фантазирую – этот мой вопрос внутри с ответом отчасти, с некой идеей. Digital Signage предлагает сейчас системы для того, чтобы отслеживать эмоции, определять отношение человека к рекламе. Можно ли это перенести в музей?
ИГОРЬ: Это тоже легко переносимая технология - с помощью видеокамеры, которая незаметно встроена, оценивать, условно говоря, эмоциональное состояние человека, который посетил эту зону, его реакцию на то, что он там увидел.
ПАВЕЛ: Хотя бы в ключевых точках.
ИГОРЬ: В принципе, это все вполне возможно. Это тоже все современный цифровой музей.
ПАВЕЛ: Получается, что основной вопрос в том, что людям из этой сферы требуется довольно хорошо отслеживать новинки, идеи, которые можно реализовывать. Потому что это совсем другой подход, который требует огромного количества дополнительных действий, помимо простого проектирования экспозиции.
ИГОРЬ: Да, это, наверное, сложно, потому что эти люди варятся немножко в другом. Они о новых идеях узнают, может быть, с большим запозданием. Но даже услышав, например, о технологиях в ритейле, не каждый из них может применить их для себя, перенести в музей. В этом смысле как раз наши выставки и доклады на тематических выставках помогают людям, которые занимаются организацией экспозиций и музейной деятельностью, познакомиться с новыми технологиями и правильно адаптировать их для своих нужд.