Игорь Ишеев, Polymedia
Павел Куделин
ПРО ОСНАЩЕНИЕ ЦИФРОВЫХ МУЗЕЕВ, ТРЕКИНГ ПОСЕТИТЕЛЕЙ И АНАЛИЗ ДАННЫХ
ИГОРЬ: Ишеев Игорь Александрович, технический директор компании ЗАО «Полимедиа» (Polymedia). Мы поговорим о современном оснащении музеев, о технологиях и подходах, которым современный музей должен соответствовать, знать и использовать в своей деятельности.
Про цифровые музеи
ПАВЕЛ: Цифровой музей – такая немножко уже избитая фраза. Что вы под этим подразумеваете? Что делает цифровой музей цифровым?

ИГОРЬ: Если говорить о локальном использовании технологии и контента, это применение всех современных технологических новшеств и интересного, смотрибельного, можно сказать вау!-контента для того, чтобы экспозиции, которые в музее представлены, были интересны и лучше доносили идею, которую организатор экспозиции хочет донести до публики.

С точки зрения сетевых информационных технологий – это обязательное присутствие музейной экспозиции в сети в любом виде. Не обязательно раскрывать все нюансы. Нужно оставлять некоторую интригу для того, чтобы люди, посмотрев в сети ролик или виртуальный тур, хотели бы прийти в этот музей, может быть, не один раз, и увидеть все вживую в локации, где музей расположен.

Мы сегодня говорим о цифровой трансформации во всех сферах нашей жизни. Я думаю, что эта идея не должна пройти мимо музейной деятельности. Это оцифровка всех бизнес-процессов, которые связаны с деятельностью музея, прежде всего, оценка того, насколько экспозиция интересна посетителям, сколько они потратили своего времени и уделили внимания той или иной зоне музея, какими маршрутами двигались. Это поможет администрации делать грамотные управленческие решения, чтобы что-то поменять, что-то добавить, что-то убрать.

Таким образом для меня это три основных момента:
  1. Контент;
  2. Технологии и присутствие музея в сети;
  3. Оцифровка деятельности музея для того, чтобы грамотно управлять его сиюминутной жизнью и разрабатывать стратегии на будущее.
Про обратную связь
ПАВЕЛ: Насколько нужна третья часть – этот фидбэк от экспозиции? Насколько мне известно, большинство музеев у нас в России все еще дотационные. Они планово убыточны. В этом смысле насколько требуется вкладывать дополнительные деньги в сбор обратной связи?

ИГОРЬ: Да, все верно, конечно. Музейная деятельность в большинстве случаев дотационная. Никто не рассматривает музей, как машинку для производства прибыли. Скорее всего, это все немножко в другой плоскости все-таки – донести до людей какую-то идею, воспитать новые чувства, развить интерес к области, которая раньше не привлекала внимание человека.

Но в любом случае, если мы, как команда, которая представляет аудитории музейную экспозицию, сделали некоторую работу, нам бы очень хотелось знать, насколько мы угадали и правильно донесли те идеи, которые хотели донести.

Современные технологии, которые применяются и в управлении государством, и в управлении производством, и в управлении в принципе любой деятельностью, которой человек занимается, вполне уместны и для музейной темы. Точечные измерения, которые затем превращаются в данные, которые можно проанализировать и сделать коррекцию того, что мы представляем на публику, позволяют сделать экспозицию более смотрибельной, интересной, привлекать большее количество людей и расширять нашу целевую аудиторию.
Про кульминационный артефакт
ПАВЕЛ: Если взять классический, не цифровой музей, то там в центре находится некий экспонат – редкая ценная вещь, артефакт, к которому люди приходят для того, чтобы его увидеть. Если мы говорим про цифровой музей, что находится в центре – этот же самый предмет, другой цифровой контент – что? Вообще меняется ли что-то в этом смысле?

ИГОРЬ: Все зависит от тематики. Безусловно, в некоторых случаях есть кульминационный артефакт, к которому мы, постепенно проходя все зоны музея подходим, и вот оно – вау! - в том или ином виде.

В цифровом музее, безусловно, для того, чтобы дойти к этой кульминационной точки мы в любом случае пройдем какие-то зоны, которые нас подготовят, чтобы вау-эффект, когда мы встретимся с артефактом воочию, был максимально воздействующим на нас. Это, наверное, как дегустация вина: нам очень долго рассказывают, как растет виноград, где, как его перерабатывают, сколько труда затрачивает человек, а потом дают попробовать само вино. Безусловно, после этой подготовки вкус вина воспринимается совершенно по-другому. Мы чувствуем его как-то иначе.

В этом смысле для того, чтобы подвести к кульминации, которая на самом деле может быть совершенно не цифровой, без использования технологических новшеств и умопомрачительного контента, вся подготовительная цифровая среда может дать эмоционально воспринять этот кульминационный момент музея сильно по-другому.
Про новую «цифровую» аудиторию
ПАВЕЛ: Когда несколько лет назад открылся ARTPLAY и мультимедийная выставка, которая сейчас тоже действует, я имел возможность побеседовать с ее руководителем (не помню, как зовут). Он мне сказал о том, что они увидели, что люди в это мультимедийное пространство (условно, в цифровой музей) с цифровыми картинами художников приходят совсем другие, нежели аудитория музеев классического типа. Это правда так? Мы таким образом привлекаем новую аудиторию?

ИГОРЬ: Во-первых, хочу сказать, что мы безусловно, особенно молодежь, вынуждены следовать прогрессу, который сопровождает развитие человечества в принципе в повседневной жизни, не обязательно в музее. Поэтому сложно затянуть людей на какую-то, может быть, даже супер интересную экспозицию в музее, если там не будет современных технологий, к которым они привыкли в повседневной жизни: того же самого навигатора по зонам, возможности взять на свои мобильные устройства заинтересовавший их контент, чтобы более внимательно почитать это потом или посмотреть ролики. Вряд ли молодежь пойдет в такой музей. Это некоторый стандарт, который мы видим повсеместно в нашей жизни. Безусловно, эти стандарты, которые могут быть гласными, могут быть негласными (часто это негласные стандарты), должны появляться и в музейной практике.

Поэтому я думаю, что современные технологии и, самое главное, современный подход к созданию контента, который сопровождает артефакты, которые в том или ином виде все равно присутствуют в музее (книги, раскопки и пр.), очень важны, в том числе, для расширения аудитории и для привлечения в музей именно молодежи.
Про перебор вау-эффектов
ПАВЕЛ: Игорь, по вашему личному рейтингу какой музей вам откликается в России и в целом в мире? С вашей точки зрения, есть реально интересные музеи, экспозиции или фишки, которые вы там видели?

ИГОРЬ: Как раз хорошо зная и понимая, видя на всевозможных технических выставках современные технологии, которые могут быть применены, в том числе, и в музее для создания тех самых вау-эффектов, считаю, что перебор со всевозможными мультимедийными или контентными фишками не нужен.

Идея должна все-таки доноситься всеми возможными способами, и перекос в сторону мультимедиа – это совершенно не обязательная тема для того, чтобы музей стал популярным, интересным, в него ходило бы большое количество людей разного возраста и из разных сфер деятельности.

Не надо перегибать с этим. Нужен баланс, когда представленные артефакты украшены мультимедийными технологиями совсем немножко, как соль и перец – чуть-чуть, в меру.

В России мне понравился Еврейский музей – как там представлена экспозиция и все оформлено. Что касаемо зарубежных в последнее время посещаемых музейных инсталляций, это музей Micropia в Амстердаме, посвященный микромиру. Там раскрывается тема тесного сосуществования человека и микромира – всевозможных бактерий и микробов, которые нас окружают. Цифровые технологии тоже помогают раскрыть эту тему, погрузиться в нее. Этот баланс выдержан, как мне показалось, очень стильно, интересно и с познавательной точки зрения, и с развлекательной. Там есть игры, которые можно пройти и узнать больше о сосуществовании двух миров – нашего, в котором мы живем, и микромира.
Про нарративы
ПАВЕЛ: Меня лично поразил в какой-то момент музей в Брюгге. Там тоже используется мультимедиа отчасти и много других вещей, но больше всего меня поразила, скорее, идея, нарратив, история, которую они через весь музей прокатили. Люди ходят из локации в локацию, и им рассказывается история поэтапно. Ты смотришь это, как фильм, только оказываешься внутри этого фильма. Мне кажется, Еврейский музей – это тоже отчасти история.

Почему так сложно эти истории воплощать? Почему так часто люди просто выставляют какие-то предметы, немножко обыгрывают их мультимедиа – и все? Почему так мало действительно историй, с которыми было бы можно соприкоснуться?

ИГОРЬ: Мне кажется, что когда во главу угла ставится инженерная составляющая, подход «Давайте сюда побольше эффектов, контента интересного!» с точки зрения не содержания, а с точки зрения его представления, то и получаются такие невнятные, неинтересные, непонятные иной раз экспозиции. Все-таки должен быть человек, который напишет концепцию музея, разработает основную идею, а все эти фишки из современных технологических решений должны просто немножко подправить, поддержать, приукрасить, приправить, как солью и перцем, как я говорил, это главное блюдо, которое должно основную идею нести.
Про новые тренды
ПАВЕЛ: Некоторое время назад в музеях стала очень популярной история с мобильными аудиогидами. Какие сейчас есть популярные штуки в музейной сфере? От чего сейчас музейные специалисты испытывают удовольствие в хорошем смысле: «Вау, я тоже хочу!»

ИГОРЬ: Я говорил про гласные и негласные стандарты, к которым сегодня можно отнести цифровой гид. Понятно, что никакого отраслевого ГОСТа на это нет, но трудно представить сегодняшний музей без цифрового многоязычного гида. Он проведет тебя определенными зонами, расскажет интересные истории в большем или меньшем объеме в зависимости от того, сколько времени у тебя есть. По сути, ты сам программируешь маршрут и степень представления материала, который хочешь впитать. Я считаю, что это абсолютно правильная вещь.

Но безусловно, интереснее, когда все эти технологии перекочевывают на мое мобильное устройство. Мы сейчас привыкли и работать, и развлекаться, и решать какие-то повседневные проблемы со своими мобильными персональными помощниками. В этом смысле, когда я прихожу в музей, мне немножко может не нравиться, когда я должен выстоять очередь, получить гаджет, с которым я хожу по залам, и даже какую-то материальную ответственность нести (в некоторых музеях просят оставить залог).

Проще, конечно, все это иметь на своем мобильном устройстве. Современные технологии позволяют, придя в цифровой музей и зарегистрировавшись, получить полный доступ ко всем сервисам и всей информации, которые этот музей представляет. Это современный правильный подход.

ПАВЕЛ: Технически проблема решена? Понятно, как это делать?

ИГОРЬ: Технически проблем нет. Более того, наша компания уже даже показывала технологию, когда человек со своим персональным телефоном, зарегистрировавшись при входе в музей, как бонус получает наглядный маршрут движения по территории экспозиции. Также есть возможность, зарегистрировавшись под определенным профилем, получать более целевой контент. Если я, допустим, представился как историк, у меня больше будет именно исторической информации, а если как инженер, то технической, хотя я буду находится в той же самой зоне.

Попутно администрация музея получает срез данных о том, сколько человек посмотрели эту экспозицию, какими маршрутами они двигались, сколько времени провели в той или иной зоне. Проанализировав эти данные можно сделать соответствующие выводы о том, что вот этот маршрут, может быть, не совсем оптимальный, нужно немного переорганизовать пространство; этот экспонат вообще не вызывал никакого интереса у аудитории и его, может быть, стоит убрать и поменять на что-то другое; здесь постоянно была толпа и люди не могли нормально познакомиться с этой экспозицией, поэтому здесь нужно как-то перепланировать пространство или упорядочить поток людей.

ПАВЕЛ: Фактически мы начинаем рисовать треки, по которым идут потоки людей. Это что-то очень похожее на технологии отслеживания, которые сейчас использует ритейл, когда планирует локации внутри больших торговых комплексов. Это уже есть в музеях?

ИГОРЬ: Я замечал, как эти технологии действуют на больших крупных зарубежных выставках, когда вся информация о посетителях накапливается. Это полезно как администрации, так и самим посетителям.

ПАВЕЛ: То есть для музеев сейчас это скорее некая идея, предложение?

ИГОРЬ: Для музеев это скорее идея. Я не видел еще ни одного музея, который бы целенаправленно внедрил технологию такого измерения степени интереса аудитории к экспозиции не просто на пальцах, что да, у нас сегодня была толпа народа, школьники или пенсионеры пришли, а что конкретно людей заинтересовало, где они провели больше времени, где они оставили отзывы.

Интерактивность в каждой зоне не то, чтобы допустима, а необходима, чтобы человек мог взять себе какие-то материалы на изучение, написать пожелания по конкретной зоне – не в принципе о музее, а оставить пометки здесь и сейчас для того, чтобы еще более улучшить, оптимизировать данную зону.

ПАВЕЛ: Вы предлагаете делать выводы на основании трекинга, то есть на основании того, где человек задерживался, сколько времени он проводил в той или иной локации или около того или иного предмета. Можно ли каким-то образом, кроме как отслеживая движение человека, еще получать эту информацию и честную обратную связь не только в журнале, где человек пишет «Спасибо»?

ИГОРЬ: Я говорил, что интерактивность может быть в любой зоне, где человеку предлагается оставить какие-то пометки, пожелания.

ПАВЕЛ: Я фантазирую – этот мой вопрос внутри с ответом отчасти, с некой идеей. Digital Signage предлагает сейчас системы для того, чтобы отслеживать эмоции, определять отношение человека к рекламе. Можно ли это перенести в музей?

ИГОРЬ: Это тоже легко переносимая технология - с помощью видеокамеры, которая незаметно встроена, оценивать, условно говоря, эмоциональное состояние человека, который посетил эту зону, его реакцию на то, что он там увидел.

ПАВЕЛ: Хотя бы в ключевых точках.

ИГОРЬ: В принципе, это все вполне возможно. Это тоже все современный цифровой музей.

ПАВЕЛ: Получается, что основной вопрос в том, что людям из этой сферы требуется довольно хорошо отслеживать новинки, идеи, которые можно реализовывать. Потому что это совсем другой подход, который требует огромного количества дополнительных действий, помимо простого проектирования экспозиции.

ИГОРЬ: Да, это, наверное, сложно, потому что эти люди варятся немножко в другом. Они о новых идеях узнают, может быть, с большим запозданием. Но даже услышав, например, о технологиях в ритейле, не каждый из них может применить их для себя, перенести в музей. В этом смысле как раз наши выставки и доклады на тематических выставках помогают людям, которые занимаются организацией экспозиций и музейной деятельностью, познакомиться с новыми технологиями и правильно адаптировать их для своих нужд.