ПАВЕЛ: В ритейле есть такая идея, как заход через нейромаркетинг, когда мы каким-то образом влияем на человека или, условно говоря, манипулируем его поведением на основании определенных исследований в области мозга и поведения. Я не видел, чтобы такое использовали в офисе, хотя по идее было бы очень неплохо. Например, у меня в офисе есть переговорные комнаты, в которых я провожу собеседования, договариваюсь о многомиллионных контрактах.
Есть ли такой заход? Может быть, вы встречались с тем, что в офисных и коммерческих пространствах используют такие новые маркетинговые исследования? Или все-таки у нас продолжается старая история: повесили кондиционер, панель на стену, и вперед?
АНАСТАСИЯ: Знаете, это очень классный вопрос. Он действительно очень глубокий. Если рассматривать его с точки зрения потребности изменения общества в целом, то мы видим, что эти манипуляции еще недавно использовались везде. Можно сказать, это жесткие продажи, когда делались лэндинговые сайты, которые склоняли людей к покупке, или когда выстраивалась определенная система в ритейле для того, чтобы управлять покупателем. Я сейчас совершенно убеждена в том, что эта эпоха проходит. Наступает совершенно новая эпоха чистоты контакта.
О чем я говорю? О том, что искренность и взаимодействие на уровне истинных потребностей выходит на первый план. Люди за это время научились очень четко чувствовать фальшь, когда ими манипулируют. Теперь у них стоит очень жесткий блок на манипуляцию. Посмотрите в целом на все, что происходит, например, в соцсетях, да и вообще во всем нашем мире. Думаю, что манипуляция – это прошлый век, и ее нужно перестать использовать в пользу откровенности и чистоты контакта.
Если же мы говорим про организацию пространств в этом контексте, то здесь всплывает на повестку дня очень интересный вопрос – а какую компанию вы формируете? Например, делая офис для своей компании, какую команду вы хотите сформировать? Команду, которая будет подчинена вам, четко выполнять ваши указания? И тогда манипуляция – это ваш метод. Или вы хотите получить команду, в которой все взаимодействуют и работают из-за другого мотива, не из-за манипуляции, а из интереса, из-за желания построить вместе с вами большую компанию?
Эти две совершенно разные концепции требуют разного подхода и разного интерьера. Если мы посмотрим на современные офисы западных компаний, которые очень активно развиваются, разного рода стартаперы, то увидим, что чем более демократичная и равнозначная по статусу атмосфера царит в офисе, тем живее и здоровее там обстановка.