ПАВЕЛ: У меня два вопроса про одно и то же. Во-первых, как готовить в этом смысле учителей? И во-вторых, как принимаются решения? Мы сейчас говорим про подрастающее поколение, которое мыслит совершенно иначе, но решения принимаются людьми не из этого нового поколения. Я чуть-чуть утрирую, но все-таки у нас основные персонажи, которые принимают решения – это люди, скажем так, предыдущего поколения с не цифровым мышлением. Нет ли ловушки в том, что решения про цифровое мышление принимают люди, которые им не обладают?
МАКСИМ: Надо отдать должное, что за последние два года, когда появился проект по цифровому образованию, по цифровой школе, государство инициирует диалог с профессиональным цифровым сообществом, то есть с сообществом людей, которые думают уже по-другому, для которых цифра является обыденностью и повседневностью. На многих форумах государство готово участвовать в дискуссиях по этому поводу. Даже когда мы делаем круглые столы, ни разу никто не отказывался принять участие в дискуссиях по этому поводу.
Это ускоряет процесс дигитализации людей, которые принимают решения. Безусловно, ментально пропасть существует, но есть также дефицит коммуникации между участниками мультимедийного сообщества. Хочу констатировать, что коммуникация есть. Да, она недостаточно сильна и не привела еще к конкретным фактам, событиям, успехам, но, по крайней мере, она сейчас способствует тому, чтобы решения принимались с участием профессионального сообщества. Это я ответил на второй вопрос.
ПАВЕЛ: Да, а где брать учителей? Как их готовить?
МАКСИМ: Учителей брать негде. Есть один успешный вуз – Московский государственный педагогический университет, ректор которого Игорь Реморенко, кажется, понимает эту боль, и делает все возможное для того, чтобы готовить педагогов нового формата.
Вопрос в том, что не хватает новой крови не из педагогического сообщества, а с рынка. Это самый болезненный вопрос, но есть такое ощущение, тренд, что постепенно через дополнительное образование – не через общее! – в образовании начинают появляться проекты и люди с желанием изменений. В данном случае цифра, как я говорил, - это гигиенический минимум, то есть любые изменения играются вокруг нее. Эти свежие, другие люди, отличные от тех, которые уже отравлены 20-летним стажем работы в школе, постепенно в школах появляются.
Есть знаменитый проект «Учитель России», который привлекает выпускников ведущих вузов в школы, доплачивая им специальные стипендии и обеспечивая методическую и психологическую поддержку.
Эта боль ясна, и понятно, что система образования сама с ней не справится, но появляются проекты и идеи, которые пробуют эту проблему решить. Со стороны государства такого системного подхода я не вижу. Мы об этом уже немножко поговорили, что сами интеграторы и поставщики, которые заходят в школы, берут на себя миссию по подготовке педагогов. Они понимают, что без этого их продукт не будет покупаться и продаваться, потому что он работать не будет.
Ответ на ваш вопрос: все функции государства по подготовке новых педагогов сейчас берет рынок.
ПАВЕЛ: Потому что иначе не взлетит.
МАКСИМ: Да, потому что иначе не продать.