ПАВЕЛ: У DIGIS есть отдельное направление, которое посвящено работе в сфере образования. Это что? Технические средства, которые позволяют этот процесс организовывать? Условно говоря, что DIGIS предлагает?
ИРИНА: У нас сейчас есть комплексное решение для образования по оснащению любого класса. В центре всегда, естественно, интерактивная панель. Почему? Потому, что мы никуда не денемся от фронтальной поверхности, на которой нужно что-то говорить. Другое дело, что мы пытаемся ограничивать лекцию учителя в этом смысле, чтобы он меньше говорил и у детей была возможность работать самостоятельно.
Здесь, естественно, на первый фронт выходит программное обеспечение. У нас, правда, с программным обеспечением есть сложности, потому что в бюджетировании нет возможности его покупать, то есть по сути нет статьи расходов на покупку программного обеспечения, а именно оно обеспечивает эффективность оборудования. Интерактивная панель, какая бы хорошая (или не очень) она ни была, но это просто железяка, которая ничего не умеет, если не поставить на нее соответствующий софт.
Кстати, у вас есть идея, когда появилась первая интерактивная доска? Хотя бы примерно год.
ПАВЕЛ: Я могу сказать точно – начало 2000. Во всяком случае я с ними начал взаимодействовать в 2202-2003 годах.
ИРИНА: У меня первая появилась в 2007, когда я работала в школе учителем математики.
ПАВЕЛ: Но все-таки они сначала не в школу пришли.
ИРИНА: Да. А вообще первая интерактивная доска появилась в 1991 году. Этому изобретению не 1-2 года, но до сих пор во всем мире (я не говорю только о нашей стране) это используется как экран для проектора. Мы точно так же можем показывать на нем видео, как 10-20 лет назад. То есть ничего не поменялось, а где интерактив, никто не знает.
ПАВЕЛ: Как этот интерактив использовать, чтобы повысить усваиваемость материала. Сейчас я вижу довольно примитивные примеры: «У нас есть интерактивная панель, дорогие дети, давайте нарисуем какой-то рисуночек!»
ИРИНА: Это уже прогресс, надо сказать!
ПАВЕЛ: Якобы это позволяет что-то улучшить, повысить – довольно смешно.
ИРИНА: Именно этим и занимается наш учебный центр. У нас проводятся очные бесплатные курсы для учителей – 2 дня полностью обучение работе с программным продуктом. Есть специализированные курсы, направленные на педагогические технологии. Здесь мы рассматриваем:
- Как интерактивное оборудование вписывается в концепт, например, гемификации или смешанного обучения;
- Как можно применять такие трендовые сейчас темы, как скрайбинг и сторителлинг в образовании, и как в этом помогает оборудование;
- Что такое дополненная реальность или виртуальная реальность, и могут ли иммерсивные технологии использоваться в обучении детей.
- Как работать с робототехническими наборами.
Этому всему надо учить безусловно, потому что иначе это просто будет складироваться, как и большинство оборудования у нас сейчас в школах.
ПАВЕЛ: Сейчас есть какие-то центры, организации или люди, которые занимаются разработкой именно новой идеи образования? Я знаю, раньше были методисты - люди, которые разрабатывали именно методики преподавания. Сейчас что-то такое есть?
ИРИНА: Они и сейчас есть. Практически в каждом городе есть городской методический центр, есть институты развития образования.
ПАВЕЛ: Серьезно? В которых работают те самые преподаватели, которых обучили с одной панелью на вуз?
ИРИНА: Да, именно так. Понятно, что эта система каким-то образом развивается. Именно поэтому у нас есть программа поддержки авторизованных учебных центров. По всей стране мы открываем авторизованные учебные центры, которые работают по нашим программам.
Обычно это выглядит так: нас приглашают куда-то на региональную конференцию по образованию, мы там выступаем. Обычно всегда всем нравится, потому что это живо и ново. Как вы верно сказали, интерактив – это либо написать что-то, либо что-то переместить. А дальше сочетания перемещения и рисования дают спецэффекты, которые в образовании и нужны – они повышают уровень мотивации, вовлекают аудиторию, позволяют взаимодействовать.
То, что это всегда очень легко и наглядно показывать, плюс простота инструмента, который доступен каждому учителю уже сейчас, конечно выгодно отличает нас на уровне общей картины конференции, когда мы рассказываем про вечное или строим идеологические планы стратегического развития. Поэтому после нашего выступления обычно какой-то региональный институт развития образования приглашает нас провести обучение. Мы проводим обучение, там появляется свой методист, который уже гуру и знает, как с этим работать, и дальше они работают уже по этой программе у себя в городе.
ПАВЕЛ: Если я правильно услышал, цифровые дополнительные штуки для обучения являются приложением к уже существующей методической базе? Допустим, есть школа. У нее есть своя методика обучения. Эти цифровые инструменты являются дополнением к ней?
ИРИНА: Да, с одной стороны это надстройка. Следующим шагом должна быть трансформация самого преподавания. Это естественно, что когда у меня появляется новый инструмент, я вначале пытаюсь его поставить на уже готовую методологию, чтобы мне было комфортно. Это нормальный и правильный путь. После этого уже начинается мыслительный процесс, который мне позволяет перестроить всю систему преподавания, потому что я понимаю, что мне открылись новые возможности, я уже не веду урок так, как это делала раньше.
Так как я человек больше про образование, про работу именно с преподавателями и действительно болею за школу всей душой, для меня очень важно показать, что уже сейчас у каждого из нас есть широкие возможности для роста, и их нужно использовать.
Я, правда, понимаю преподавателей в том смысле, что они сейчас очень загружены. На самом деле самим искать, как можно применять новые технологии, у них просто нет времени. Моя работа сейчас заключается в том, что я каждый день шерстю интернет и ищу какие-то новые приложения для работы с интерактивным оборудованием разного типа, или мы устраиваем мозговой штурм – как можно еще применять то или иное устройство. Я этим занимаюсь целыми днями по сути. У учителей такого времени просто нет.