ПАВЕЛ: Я – дилетант в этом во всем, сразу скажу. Успокойте меня по поводу радиочастотной истории. Использование радио для передачи мне кажется не очень надежным вариантом, с учетом того, что есть явно огромное количество помех, у меня все точки доступа работают на 5 ГГц. Даже в этой студии во время съемки я всякие устройства подальше от микрофонов отодвигаю, потому что они могут фонить. Лично мне кажется не очень безопасным строить систему управления своим домом на основе радиочастотной технологии.
СЕРГЕЙ: Естественно, радио всегда менее надежно.
ПАВЕЛ: Как вы успокаиваете клиентов, которые про это задумываются?
СЕРГЕЙ: На самом деле нам про радио задают всегда два вопроса. Первый – насколько это безопасно? Тут ответ однозначен – это абсолютно безопасно, потому что излучение всех этих устройств незначительно. Во-первых, они не излучают постоянно, а только в момент передачи команды – это редко. Во-вторых, мощность сигнала порядка 1 мВт, в то время как мобильный телефон или Wi-Fi точка доступа выдает 100 непрерывно. Разница существенна.
Если говорить о надежности системы, то, во-первых, в Z-Wave есть подтверждение факта доставки. Каждое устройство отчитывается: команда пришла, и оно говорит, что получил ее. Отдельно идет обновленное значение, то есть не только возврат статуса, двусторонняя связь, но еще и подтверждение каждой отправляемой команды, что позволяет в случае, если команда не доставлена, попробовать ее доставить другим способом. Для этого в Z-Wave тоже есть свои механизмы.
Z-Wave – это mesh -сеть. Это означает, что каждое устройство общается с каждым. Если устройств много, они формируют большую сеть и сигнал можно передать разными способами. Если один способ не сработал, то можно сразу же переключиться на другой. Причем устройства это делают автоматически - их не нужно для этого особым образом настраивать, программировать. Они сами пробуют несколько маршрутов. Если у них совсем не получается, есть еще крайний способ. Это «Эй, все! Найдите мне такого-то», и устройства начинают друг другу передавать сигнал на поисковую операцию. После того, как новый маршрут найден, они говорят: «Теперь мы знаем, как в новых условиях доставлять!»
Действительно, это очень важно, потому что радио – вещь хрупкая, и бывает такое, что человек встал в дверном проеме, и WI-FI пропал. На самом деле с Z-Wave может происходить примерно такое же (и происходит), именно поэтому очень важна сеть из большого количества устройств. Если у вас в сети, условно говоря, 5-10 устройств хотя бы есть, они друг другу будут помогать передавать сигнал.
ПАВЕЛ: Сеть становится более устойчивой при вовлечении некоторого количества точек?
СЕРГЕЙ: Да, совершенно верно. Кроме того, Z-Wave использует частоты не такие, как WI-FI. Все мы знаем, что на частотах 2.4 ГГц работает все, в том числе, WI-WI, Bluetooth, ZigBee и еще много чего другого. Это свободный диапазон частот, который порезан как колбаска. Более того, устройства на соседних каналах часто друг другу мешают. Это все равно сказывается. Именно поэтому многие уводят Wi-Fi на 5 ГГц, потому что это менее заселенный диапазон. Диапазон Z-Wave - 868-869 МГц.
ПАВЕЛ: Там же телефоны, микроволновки, радио?
СЕРГЕЙ: На самом деле нет. Есть несколько так называемых безлицензионных диапазонов – это 433 МГц и все, что вокруг, и 868 и все, что вокруг. Во всех странах на 433 практически отсутствует какое-либо регулирование, на 868 есть ограничения по мощности и по времени в эфире. Соблюдение этих ограничений (а устройства проверяют это) позволяет иметь более устойчивую связь в этом диапазоне.
Можно купить какую-то китайскую «управлялку» 433 мГц – чем она плоха? Не тем, что она китайская, а тем, что она использует диапазон, в котором работают радионяни, радиоуправляемые машинки и пр. Ребенок начал играть – у вас вся автоматизация накрылась. Пока ребенок не выключит машинку (или вы радионяню), автоматизация не работает.
В диапазоне 868 Мг такого нет. Устройства занимают очень мало времени в эфире, поэтому они могут легче сожительствовать. Плюс это в принципе более регулируемый диапазон. Например, в России там все расписано – где и что можно и нельзя, где охранные системы, а где авиационные.