Сергей Волков, ОДАС «Сколково»
Павел Куделин
ПРО ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
СЕРГЕЙ: Меня зовут Сергей Волков. Я являюсь руководителем направления информационного моделирования ОДАС «Сколково» и отвечаю за разработку концепции «Умный город» на территории инновационного центра и за создание информационной модели города, которая включает в себя модели зданий, дорог, территорий и всех систем.
Про информационные модели
ПАВЕЛ: Зачем нужно делать информационные модели чего-либо?

СЕРГЕЙ: Сегодня огромное количество людей обсуждают тему больших данных. Информационные модели – это та самая часть больших данных, которая позволяет правильно структурировать информацию, обрабатывать ее и при этом еще дополнительно визуализировать в пространстве для потребителя. Мы говорим не только про графики и картографические сервисы, но еще и про трехмерные объекты зданий, сооружений, освещения на дорогах, например. Эти модели нужны для того, чтобы сопровождать жизненный цикл города.

ПАВЕЛ: Непонятно. Можно попроще? Делается проектная документация, когда что-то строится. Что еще нужно в нее добавить, чтобы это стало информационной моделью?

СЕРГЕЙ: Если проектная документация делается традиционным способом, который был принят еще в советский период, то это плоские чертежи с обозначением в виде линий, штриховки и еще каких-либо вариантов изображений различных принципиальных схем объектов. Для того, чтобы все это представить в пространстве вживую, у вас есть два варианта:

1. Либо построить объект, посмотреть на него и потом начать его изменять;
2. Либо создать так называемый цифровой двойник – это трехмерная модель, с которой можно делать любые изменения и проводить любые виды анализа.

Последние десятилетия использовалась технология создания трехмерного изображения, но оно по факту не является информационной моделью по той простой причине, что информационная модель – это такое представление информации, когда к трехмерной визуализации какого-то элемента объекта добавляется еще атрибутивная информация. Например, это размеры, вес, сколько времени это изделие, если мы говорим про отдельный компонент здания, будет ехать от производителя до объекта, сколько этот элемент стоит сегодня по прайс-листу и какие запчасти к нему нужны для ремонта. Эта дополнительная информация может быть полезна как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации.

Вся игра с созданием информационных моделей нацелена на 2 вещи. Первое – это собрать всю информацию воедино, чтобы документация не на полочке хранилась, как это обычно у нас происходит – проектная документация выполнена, объект построен, исполнительная документация сдана в архив и где-то там лежит.

ПАВЕЛ: Обычно ее очень сложно добыть при необходимости.

СЕРГЕЙ: Совершенно верно. В защиту всех наших коллег скажу, что в последнее время исполнительную документацию обычно собирают в электронном виде, кладут на диск и говорят – вот здесь кладезь знаний. Но для того, чтобы новый сотрудник мог быстро войти в курс дела, ему нужно перелопатить весь этот объем данных, причем не всегда четко структурированных.

В случае с информационной моделью вы имеете сразу визуальное представление. То есть человек смотрит на трехмерную модель и понимает, как выглядит каждый элемент, как он сделан, где расположен в здании (если мы говорим про здание). В случае городской модели та же самая ситуация, только уже в больших масштабах.

ПАВЕЛ: Зачем с этим иметь дело?

СЕРГЕЙ: Например, если вернуться к вопросу об эксплуатации, то вам нужно формировать планы-графики, знать эксплуатационные бюджеты лет на 50 (или более короткие периоды 5-10-15 лет) для того, чтобы понимать какие затраты вы будете нести.

ПАВЕЛ: Но сейчас эта задача все равно как-то решается.

СЕРГЕЙ: Эта задача сейчас решается в Экселе с высоким уровнем ошибки и с низкой степенью гибкости. И, самое главное, Эксель не позволяет вам интегрироваться с существующими системами автоматизации и управления зданиями, выставлять режимы, анализировать в совокупности режимы работы и возможности финансовой экономии. Это позволяют делать большое количество дорогих систем, которые не каждый собственник горит желанием ставить для эксплуатации, потому что они целесообразны, когда вы эксплуатируете один объект, условно говоря, больше 5 лет. А у нас сейчас эксплуатирующие организации меняются, и не каждый собственник готов эту систему предоставлять кому-то в пользование.
Про реализованные кейсы
ПАВЕЛ: Где есть какие-то работающие кейсы, куда можно прийти и действительно увидеть это?

СЕРГЕЙ: Часть уже эксплуатируется у нас в Сколково. Мы в 2012 году опробовали на существующем объекте, прошли как первопроходцы, поняли где, как и почему не работает или почему не внедряется, и сформировали рекомендации по использованию технологии на этапе проектирования и строительства для того, чтобы все новые объекты уже имели модель, и чтобы мы не тратили повторно деньги.

ПАВЕЛ: Сейчас в Сколково вырыт новый котлован. Там что-то большое строят – я могу ошибаться - Сбертех туда переезжает?

СЕРГЕЙ: Да, он тоже спроектирован с использованием модели.

ПАВЕЛ: То есть они ведут эту модель и будут по ней эксплуатировать?

СЕРГЕЙ: Да. Они пока еще будут строить по ней и потом, я надеюсь, эксплуатировать. Сейчас, если говорить про существующие объекты, то с помощью модели достроена школа в прошлом году, в этом году Сколтех. Школа сейчас активно эксплуатируется с использованием модели, Сколтех, думаю, в этом году аккуратно загрузят. Там идут операции по приемке модели и дальнейшей ее настройки для эксплуатационных нужд.

Точно также реализована модель большого Технопарка, но тут есть несколько моментов. Поскольку есть разные эксплуатирующие организации, мы на территории инновационного центра можем экспериментировать с тем, как работает система с точки зрения разных эксплуатирующих организаций и с точки зрения города.

Если говорить про большую городскую модель, то она является агрегацией всех маленьких моделей, и позволяет в комплексе анализировать общую городскую обстановку, причем не только количественные показатели, а, например, какие тендерные пакеты можно подготовить. Она позволяет интегрировать и визуализировать информацию центра управлением городом.
Про большие данные и цифровой паспорт объекта
ПАВЕЛ: Вы в начале говорили про большие данные, что это как-то помогает.

СЕРГЕЙ: Да, большие данные у нас начинаются от всяких датчиков и видеокамер – это различные виды сенсоров, которые могут генерить информацию. Она привязывается к этим элементам, и дальше есть возможность провести анализ того, как должно быть заложено в проекте. Например, вы можете провести энергомоделирование для конкретного здания и понимать, какие у вас будут затраты для конкретного объекта.

Когда вы получаете данные, которые сейчас есть, и сравниваете их с плановым моделированием, то видите отклонение. Если есть сильные систематические выпады, это повод проанализировать, что не так. Может быть, просто где-то есть регулярный источник потерь.

Кстати, в свое время Сингапур приводил интересный пример. Когда они начали собирать данные со всех зданий города, вдруг обнаружилось, что есть выбросы потребления электроэнергии в зданиях в период, условно говоря, с 12 ночи до 5 утра. Это было удивительно, и они начали разбираться с этим вопросом. Оказалось, что у них лифты самопроизвольно ездят. Когда они перенастроили лифты, эти выпады ушли.

ПАВЕЛ: То есть это способ обнаружения еще и потерь?

СЕРГЕЙ: Да, это способ обнаружения скрытого поведения объектов. Если информационная модель актуализируется регулярно, и вы еще хорошо интегрировали с ней системы автоматизации, можно повышать стоимость своего здания, потому что вы показываете модель и говорите: «У меня здание содержалось качественно!»

Проведу аналогию с автомобилем. Если ваш автомобиль регулярно проходил гарантийное обслуживание и в книжечке стоят отметки об этом, машина стоит дороже. Точно также со зданием. Считайте, что это цифровой паспорт объекта.

По поводу цифрового паспорта объекта сейчас ведутся обсуждения в законодательной базе. Как вы знаете, у нас принят закон по поводу электронного паспорта автомобиля, и для этого разработана система. Для зданий пока такой системы нет, но информационная модель по факту является тем самым паспортом, потому что, когда мы говорим про цифрового двойника, это именно он.

Если перейти к коммерческой недвижимости, приведу замечательный пример. Когда строятся объекты в Сколково, всегда же обсуждается вопрос денег – есть финансирование, нет финансирования, в какой последовательности. Раньше очень долго рассматривали на Экселе – на эту строчку деньги есть, на эту нет. Процесс принятия решений всегда сложный.

Когда мы показываем на модели: «Смотрите, на эту часть помещений деньги есть, на эту нет», руководству сразу становится понятно: «Так, нам вот это делайте, а на это ищем деньги!» Строчки все выглядят одинаково, а когда есть визуализация, люди понимают, что они с этим объектом будут делать, что сдается раньше, и т.д.

Еще модель прекрасно выполняет роль визуализации. Поскольку в ней хранится вся информация, в том числе, и по способу отделки, если вы использовали модель во время проектирования, у вас было время и возможность все текстуры подгрузить.

Есть замечательный опыт. Мы сейчас с компанией Планоплан доделываем небольшой микросервис, который делает следующее. Из архитектурных моделей, там, где работают проектировщики, сервис забирает модель, перегоняет ее в течение, условно говоря, 5-10 минут, и эта модель появляется на сайте в виде трехмерной визуализации. Самое главное, что вы можете заказчику дать дополненную реальность и он может побродить по ней. Вот вам эффект!

При этом вам не требуются 2-3 месяца на подготовку этих маркетинговых материалов - это делается за 10 минут почти без участия человека. В результате работала команда, которая занималась разработкой проектной документации, а департамент маркетинга получил результат.

Сюда же к большим данным добавляется, например, новосибирский проект ДеКарт или московский проект Брейнсофт, которые для коммерческой и жилой недвижимости на основе больших данных и моделей формируют предсказание. Декарт для жилой недвижимости предсказывает, какие должны быть планировки, какими характеристиками должен обладать жилой комплекс, и сколько он будет стоить.

ПАВЕЛ: Исходя из чего?

СЕРГЕЙ: Они анализируют в интернете большой объем информации и взаимодействуют с девелоперами с точки зрения исходных данных. Потом формируют на базе спроса, который есть, аналитику, которая нужна девелоперу с точки зрения принятия решения: будут пользоваться спросом однокомнатные квартиры, не будут, сколько они будут стоить.

ПАВЕЛ: Фактически они анализируют целевую аудиторию.

СЕРГЕЙ: Они делают классический маркетинговый анализ, только в разы быстрее. Если говорить про Брейнсофт, они делают тот же анализ для коммерческой недвижимости.

Наверное, таких примеров очень много. Надеюсь, что в самое ближайшее время нам с командой PropTech Russia удастся запустить сервис, который будет такую аналитику по возможным решениям для рынка недвижимости и строительства использовать - PropTech Base. Тогда каждый потребитель, заинтересованный в поиске решения, сможет просто зайти и по списку выбрать нужное.
Про комплексный подход
Вообще комплексный подход – это тема, которую начали в прошлом году. Есть общая модель города, и она может быть полезна девелоперу при строительстве объектов коммерческой недвижимости с точки зрения различных видов анализа, которые реализуются с помощью модели, и их состыковки с инвестиционным финансовым анализом.

На самом деле модель может быть использована еще на концептуальном этапе, когда вы можете оперировать тем, что мы условно называем кубиками (элементы здания). У вас есть инженерные системы, конструктивные элементы, отделка – это все обладает некоторым весом, стоимостью и условными габаритами. Вы можете компоновать свое здание и понимать, что у вас все элементы здания учтены, вы знаете, как они меняются, и, самое главное, вы можете формулировать так называемые бизнес-требования для формирования технического задания.

Как только это дополняется визуальным образом, который разрабатывают архитекторы, у вас появляется окончательное техническое задание для проектирования. Но самое интересное заключается в том, что пока архитектор формирует общую планировку территории и визуальный образ объекта, вы можете проводить еще различные виды имитационного анализа, например, анализ транспортных потоков. Возможно, вы уже видели подобную визуализацию, когда Москва показывала реконструкцию транспортных узлов.

ПАВЕЛ: У нас это в России кто-то делает?

СЕРГЕЙ: Да, есть много компаний, но не могу сказать, что это прямо массовый рынок.

ПАВЕЛ: Я недавно общался с людьми, которые строили здание. Они сказали, что не нашли в России компанию, которая им грамотно все посчитает, и они заказывали логистику потоков у иностранного бюро. Есть у нас уже люди, которые это делают?

СЕРГЕЙ: В России в Питере и в Москве есть команды, которые этим занимаются. Есть команды, которые специализируются исключительно на транспортных потоках – метро плюс пассажиропоток. Есть команды, которые занимаются только моделированием автомобильного транспорта.

Но в целом здесь разработчики программных продуктов движутся навстречу потребителю. Если еще лет 5 назад это был закрытый рынок и ограниченное количество людей могли этим воспользоваться, то сейчас часть базовых функций по моделированию смещается в сторону программных продуктов, которые становятся доступными обычным проектировщикам и проектным организациям.

Когда они формируют генплан территории, у них есть базовые инструменты проверки, например, InfraWorks в Autodesk или SITEOPS от компании Bentley, которые позволяют проанализировать автомобильные проезды в зависимости от типа планируемых транспортных средств.

ПАВЕЛ: Предлагаю не раскрывать все секреты. Мне кажется, тема бесконечна, про нее можно очень много говорить.

СЕРГЕЙ: Да, но она часто новая для людей, которым важно оценить, насколько новые технологии могут быть применимы в их проектах. Как известно, сейчас строительная отрасль является самой отсталой с точки зрения автоматизации. IT сообщество наверстывает упущенное, и сейчас просто семимильными шагами растет рынок PropTech. Есть еще отдельный рынок Construction Tech, как часть PropTech, который отвечает только за решения в области строительства.

Сегодня именно технические решения очень быстро формируются и начинают друг с другом конкурировать. Если еще 2 года назад у нас в Сколково мне достаточно было раз в квартал просматривать перечень стартапов, и я понимал, что мне на полгода-год хватит информации, то сейчас иногда команды уже появляются каждую неделю.