ПАВЕЛ: Мне откликается идея, что музей – это не просто выставка предметов, пусть оцифрованная. Это некий новый опыт, в который люди могут попадать. Думаю, что это очень хороший вызов музею, с учетом того, что все-таки, как мне кажется, музеи, особенно государственные, не частные, довольно регидны и им сложно переходить на совсем новые рельсы. Как будто бы многие процессы вообще для них не возможны. Тут все было просто: есть бюджет, есть какие-то экспонаты, которые мы накопили – давайте просто подсветим их, повесим таблички и готово!
ДЕНИС: Это действительно не самый хороший путь. Опять же из того, что мы узнали про то, как у нас работает государственная система музеев, главный KPI и, по сути, главный показатель для музея – это количество посетителей.
ПАВЕЛ: А у них есть KPI?
ДЕНИС: Да, конечно. У каждого музея есть KPI, и все дотируемые музеи отчитываются за количество билетов и за то, какая аудитория к ним приходит.
ПАВЕЛ: Они каким-то образом различают ее?
ДЕНИС: Да, они сегментируют посетителей – у них есть специальные опросные листы, они собирают информацию и сдают отчеты.
ПАВЕЛ: Сколько детей, сколько взрослых?
ДЕНИС: Да, условно - не в точности, но в некоторой сегментации. Во-первых, у многих музеев есть отдельные детские билеты, которые можно посчитать. Про группы, которые приезжают из разных стран, они тоже знают, потому что они, как правило, не покупают билеты в кассе, а заказывают заранее. Вся эта информация у музеев есть, хотя дополнительная интересная аналитика с помощью нашего приложения тоже интересна. Например, было бы интересно узнать с помощью приложения, около каких экспонатов люди дольше всего задержались.
ПАВЕЛ: А здесь какой будет KPI? Если это не количество голов (или тел), то что?
ДЕНИС: Мы хотим понять некий уровень вовлеченности в этой экскурсии. Но общая идея для музеев (государственных в том числе) - это в любом случае увеличение посещаемости. Для музеев, которым приходится бороться за посетителей – не для тех, куда везут обязательно всех поголовно, кто приезжает в Россию, а для тех, у кого аудитория зависит от того, насколько они активны, история с приложением и с интерактивными турами может стать очень хорошим способом сделать себе пиар, привлечь новую аудиторию и вообще наладить с ней контакт.
ПАВЕЛ: Что можно предпринять, чтобы обеспечить возвращаемость посетителя? Если у меня не огромный Пушкинский музей, а довольно локальная коллекция чего-либо, то как сделать так, чтобы человек вернулся второй раз? Есть ли вообще какие-то способы?
ДЕНИС: На самом деле, да. Все музеи мира пытаются собрать вокруг себя сообщество. Например, в Музее ГУЛАГа постоянно делают разные спецпроекты, лекции, презентации книг, связанных с их тематикой. Также они пытаются внедриться в жилой район, потому что музей находится в здании, которое в дореволюционные времена было большим доходным домом, в революцию там тоже жили какие-то рабочие. К ним возвращаются люди, которые жили в этом доме 50-60 лет назад, приносят фотографии и т.д.
В общем, музей должен становится неким центром сообщества по тематике, которую он пропагандирует, и действительно превратиться в пространство, куда приходят люди не только для того, чтобы посмотреть экспонаты, но и погрузиться в тот мир, который он представляет. Музей Космонавтики, например, проводит кинопоказы и концерты.
ПАВЕЛ: Но это все равно не возвращение в музей. Это возвращение в здание, где сейчас просто показывают кино, и поэтому я сюда прихожу.