Павел Куделин

НЕФОРМАЛЬНО
с Сергеем Нестеренко, ТЭКО.

Про матросов, торговлю окнами и ЛОЦК3
ТЭКО. НАЧАЛО
ПАВЕЛ: Поясню, для тех, кто не в курсе. Оказывается, сейчас YouTube довольно быстро отсекает, если ты вдруг выкладываешь видео с употреблением напитков, поэтому мы встретились с тобой попить виноградного сока.

СЕРГЕЙ: Поддерживаю, вкусно и полезно!

ПАВЕЛ: На здоровье! Сережа, я помню, когда мы с тобой впервые познакомились (это будет отдельная история), но меня интересует, каким образом ты вообще попал в нашу сферу? Чего такого тебя в ней привлекло?

СЕРГЕЙ: Это случайная смешная история, потому что по образованию я минный офицер, и даже внештатный офицер-подрывник. Поэтому основная моя специальность не предполагала того, что я когда-нибудь займусь системной интеграцией и разберусь в этом вопросе. Но так получилось, что я решил получать второе высшее образование – экономическое почему-то. Платили в тот момент в вооруженных силах немного, многие увольнялись, текучесть была большая. И я пошел получать второе высшее.

Когда я учился, получилось так, что сессия – это было какое-то окно – я выезжал из гарнизона, приезжал в Петербург сдавать сессию. Это было два раза в году, и эти два раза в году, конечно, были просто каким-то прорывом знаний, общения с новыми интересными людьми. В то время была мода на второе высшее, и учились все.

ПАВЕЛ: Это какие года, помнишь?

СЕРГЕЙ: Помню, это какой-нибудь 2010,2011,2012 год… Нет, вру, что-то поздновато. Нет, я в 2008 уже уволился. Это 2006, 2007 и 2008 года. Очень много людей училось, которые сами были собственниками бизнеса. То есть это не просто были юноши. Те парни, которые когда-то недополучили образования и уже были хозяевами бизнеса какого-то интересного, пошли наверстывать.

Среди них я был какой-то странный пацан: военный – зачем ему это нужно, зачем он приезжает? Но я быстро втерся к ним в доверие, и они со мной все подружились – все эти крутаны.

ПАВЕЛ: Не зря ты минный офицер! Военная тренировка.

СЕРГЕЙ: Одним из моих знакомых, который дал мне билет в эту жизнь – это Максим Сергеевич Никонов. Я с ним там познакомился. Мы с ним сидели за одной партой. Я думал – какой-то лысый мужик, все время дремлет на лекциях, но такой - с юмором. Мы познакомились, я рассказывал морские байки, не предполагая, что в дальнейшем это сыграет важную роль. А оно сыграло.

В какой-то момент я сказал, что собираюсь увольняться, и вообще, в принципе, я подустал от армейской жизни. И он пригласил меня к себе на работу. Причем я сначала попрошайничал подработать, так как отпуск у военного достаточно большой (там 60 дней можно было получить), и говорю: «Слушай, а можно я у тебя подработаю кем-нибудь, просто мне скучно 60 дней ничего не делать. Я уже съездил искупался, на лыжах покатался, что дальше?»

Он говорит: «Ну, давай!» В общем, наше сотрудничество с ним началось с того, что я сначала в виде курьера-экспедитора на микроавтобусе развозил источники бесперебойного питания по Ленинградской области.

ПАВЕЛ: Слушай, это еще ТЭКО не было? Это еще до ТЭКО?

СЕРГЕЙ: Нет, ТЭКО уже было.

ПАВЕЛ: Но оно занималось чем-то другим?

СЕРГЕЙ: Фактически ТЭКО-сервису исполнилось сейчас 15 лет. А я в нем работаю всего 10 официально, с учетом нашего знакомства дольше. Получается, если я в 2008 уволился, с 2007 мы начали сотрудничество, то есть фактически 11 с лишним лет мы с Максим Сергеевичем знакомы.

ПАВЕЛ: Но ТЭКО занималось в этот момент чем-то другим?

СЕРГЕЙ: Они только начинали пробовать себя в госзаказе. Фактически у них было несколько заказов, которые они сделали. Это была такая нерегулярная деятельность, а как бы между прочим. Максим в тот момент иногда делал какие-то строительные услуги и в госзаказе, и не в госзаказе. К аудио-видео интеграции это на тот момент не имело отношения. Бизнес, хоть как-то мало-мальски с этим связанный, был связан с образованием.

То есть вся эта компания, бывший ТЭКО-сервис, сидела в школе и при школе занималась образовательными услугами. Потом они оттуда съехали, сняли офис, и продолжили заниматься образовательными услугами в школе и оказывать услуги населению: заправка картриджей, тут чуть-чуть, там чуть-чуть, там окна поставили – в общем, такая деятельность.

ПАВЕЛ: Окна поставили? Продажа окон!?

СЕРГЕЙ: Да, продажа окон, причем окна тоже пришли неспроста. В компании было трое учредителей (Максим, Тарас и Григорий). Максим был учителем математики до того, как стал бизнесменом. Григорий - его ученик, который превзошел учителя в области программирования. Этот Григорий на заводе окон VEKA делал программу – почему бы в тот момент не заняться еще и окнами? Это же логично, все сошлось.

ТЭКО существовало, Максим мне сказал: «Присоединяйся!», и я после увольнения уже из подработки перешел в регулярный бизнес. На тот момент в нем аудио-видео еще было очень мало. В том числе вместе со мной начало появляться большее количество мультимедиа, какие-то актовые залы.

ПАВЕЛ: Откуда они появились? Это какое-то логическое продолжение истории образования?

СЕРГЕЙ: Нет, был госзаказ, и с госзаказом уже был какой-то опыт работы у Максима. Фактически эти знания он мне передал и сказал: «Есть госзаказ». Пробовали все, что продается. Берем, смотрим: «Ага, такой-то заказчик хочет купить условный принтер или три принтера. За сколько можно купить и за сколько продать?» Если есть деньги – отлично, беремся.

Конечно, о больших суммах там не шла речь. Если контракт заключался в 200-400 тысяч рублей – это просто победа! Играла музыка на весь офис, все радовались. Компания была небольшая, всем этого хватало, было душевно и весело.

Потом мне отдельно нарезали направление по работе с окнами. Сказали: «Слушай, давай окна целиком выведем на тебя» - компания будет продолжать развиваться (компьютеры, принтеры, какие-то услуги, связанные с IT), а я на себя заберу «интересное перспективное» направление. Я хотел другое слово сказать, но решил не говорить.

В общем, я достаточно долго окнами занимался. Это открытые аукционы и конкурсы. В тот момент это было авантюрное, захватывающее, динамичное дело.
ОКНА
СЕРГЕЙ: На фото одна из «оконных» тем, когда ТЭКО-сервис еще был маленьким ТЭКО-сервисом, и я еще занимался окнами. В те времена еще аукционы были открытыми. В коридоре можно было о чем-то договориться. Здесь как бы все о чем-то договорились. Очередь за Аудио-6 - это те, кто пришел что-то получить. А лысые пацаны на переднем плане по другой системе проходят – они чуть-чуть круче, чем те, что стоят в очереди.
ПАВЕЛ: А, это очередь – те, которые просто что-то получают, а это особые люди.

СЕРГЕЙ: Мне посчастливилось стоять с крутыми пацанами.

ПАВЕЛ: Каким образом?

СЕРГЕЙ: Я блефовал. Для того, чтобы попасть в компанию крутых пацанов, нужно было сказать, что у тебя в колоде есть нужные карты. Я сказал, что они у меня есть.

ПАВЕЛ: В колоде - в смысле в кармане?

СЕРГЕЙ: Да, в кармане все у тебя хорошо. Я сказал, что они у меня есть, хотя у меня там ничего не было. Я сделал хмурый вид, со мной был Максим, он еще более хмурый вид сделал, и нам поверили. Поэтому лысые пацаны, которые явно крупнее и мускулистее, чем те, которые стоят в очереди, нас приняли в свою компанию. Мы между собой там вопросы порешали поинтереснее, чем те, которые в очередь попали.
Этапы: ТЭКО. Госзаказы
44 ФЗ
СЕРГЕЙ: Дальше рынок госзаказа видоизменялся, и конкуренция усиливалась. Кроме этого, все-таки родина с принятием 44ФЗ, как бы его ни осуждали, отсекла главное – эти коридорные аукционы, когда можно было просто в коридоре, не заходя еще на торги, решить, кто будет победителем. Были, конечно, упертые: «Я честный!» - «Ты что, идиот что ли?» - «Нет, я честный!» Про такого даже в газете писали - он был один в Петербурге честный оконщик. Но в основном все договаривались.

Родина этим законом полностью всю эту историю отсекла, и договариваться с каждым годом сложнее и сложнее. То есть фактически сговоров между участниками рынка сейчас в разы меньше. Они существуют, но опознать участника бывает очень сложно.

ПАВЕЛ: Я помню, сидим перед подачей документов, и мне говорят: «Давай, слазь! Типа, мы зачтем!»

СЕРГЕЙ: Если все развитие ТЭКО-сервиса разложить, вот оно здесь на столе лежит (показывает визитки).
ПАВЕЛ: Да, это эволюция тебя внутри ТЭКО – поэтапные изменения. Это все визитки Сережи внутри ТЭКО за все 10 лет работы в компании. Смотри, тут у тебя нет должности – что здесь произошло? Куда окна потерялись?
СЕРГЕЙ: Здесь ничего сильного не произошло. Внутри компании была необходимость в том, чтобы открывать параллельные структуры, что вызывало у заказчиков вопросы – кто такие Макстар-10? Чтобы на эти вопросы отвечать, были сделаны визитки под каждую организацию. В тот момент это казалось правильным.
У нас была одна прикольная компания под названием ДЖИБ – тот, кто знает, на сноуборде есть такой стиль. Я просто не сноубордист, но парень, который придумал, был сноубордистом и понимал, что джиб – это круто. Но кроме него никто не знал, что это такое. Все думали, что это какие-то хачи на джипах. У нас был ДЖИБ, было смешно. Приходилось всем объяснять, что все нормально, мы русские, все ОК.

ПАВЕЛ: А дальше что произошло? В какой момент ты все-таки соскочил с окон и перешел на мультимедиа?

СЕРГЕЙ: Фактически оконная история становилась все более тяжелой и тяжелой, все меньше и меньше аукционов можно было выиграть, потому что заводы открывались, люди, которые занимались окнами, начинали в этом сами участвовать. В самом начале госзаказа очень много компаний не придавало значения тому, что в госзаказе реально можно зарабатывать. Им казалось, что это сложная история.

Поэтому были аукционы, на которых заказчик необдуманно завышал цену, говорил: «Я хочу купить шторы» и ставил миллион. И ни одного участника – одни мы! Проще пареной репы: сейчас найдем того, кто умеет шить шторы, сведем с тем, кто хочет шторы – раз! – и бизнес удался. Проконтролируем результат и все.

Дальше появлялось все больше и больше участников рынка и реальных производителей. Конечно, они нас вытеснили, и бороться с ними, даже имея хорошие связи на заводе, практически невозможно. Только первые руки могли выигрывать. Поэтому окна отпали сами собой.

Там, кстати, был один комичный случай про окна. Я - человек, не сильно образованный в бухгалтерском ремесле. Окна-VEKA мне дали печать для того, чтобы я был официальным представителем, но они не знали, что они сделали. Мне сказали: «Вот тебе визитки, вот печать», оформили меня к себе, чтобы я как-то числился. У них бухгалтерия – все серьезные дамы, бывалые. А я как бы не бывалый.

Я договорился с какими-то людьми, готовыми приобрести окна без госзаказа по прямому договору. Они мне говорят: «ОК, мы хотим окна, давай счет!» Я думаю – зачем мне сейчас звонить в Окна VEKA, идти в бухгалтерию, выписывать счет? Я открываю Excel, открываю счет, пишу реквизиты Окон VEKA – правильные реквизиты, не ошибся вообще ни разу! – все четко: счет, номер (мой день рождения), сумма, число, подпись Нестеренко и – фьють! – заказчику. Заказчик – о, супер, счет! - и по счету вваливает деньги.

Через день звонят из бухгалтерии Окна VEKA и говорят: «Что за животное выставило счет без 1С, без всякой нумерации, просто левый, по которому нам прилетели деньги?» Я искренне не понимал – что вам надо? Бабло пришло? Бабло у вас – чего вы жалуетесь? 100% аванс – из-за чего проблема?

Потом меня долго подшлифовывали, объясняя, что бухгалтерская дисциплина – это важная штука, надо ее уважать. Бухгалтерия вообще жаловалась Максиму Сергеевичу на меня регулярно, что это просто капец, деревянный персонаж, непробиваемый просто!
Этапы: Минно-торпедный факультет
Про камбуз, дядю Диму, который на самом деле не сварился, Лакомку и тараканов
ПАВЕЛ: Расскажи мне про это. Тут куча каких-то молодых пацанят. Я тебя не узнал даже! И какой-то очень явно ядреный дядечка.

СЕРГЕЙ: Это не простой дядечка. Это дядя Дима – наш главный повар в военно-морском училище имени Фрунзе. Про него есть шутка. В те времена никто не заботился о людях, это сейчас курсанты сами за собой не убирают, сами картофан не чистят, есть обслуживающие организации. Теперь там прямо сплошная цивилизация.
Те времена были явно пиратские для всех, и офицер должен был пройти все ступени – сам почистить картошку, сам помыть, поубирать помойку – с самого низа прорасти. Если ты не сдох, не отравился какой-нибудь заразой и не умер, то поздравляю, получи кортик, ты с нами.

Этот дядя Дима был повар. Он готовил ужасно, просто мерзкий тип! Даже когда были нормальные продукты, он все равно готовил отвязное пойло.

ПАВЕЛ: Знал рецептуру!

СЕРГЕЙ: Так как он был маленький, ему было тяжело мешать веслом (такое деревянное огромное весло) в котле, в котором готовится еда. У него была деревянная штука, как в Икее продается, только самопальная – 2 ступенечки. Он залазил и мешал – очень маленький и легкий был. Курсанты пустили байку, что дядя Дима упал в котел и сварился.

По училищу этот слух быстро проник везде, потому что реально весло тяжелое, а дядя Дима маленький и слабый. Если бы он упал в кашу или в суп, то по-любому бы сварился. Пошла целая байка, что дядя Дима сварился, так ему и надо, сволочи, травил нас столько лет! А потом мы пришли на камбуз, а он живой! Такая история.

Камбуз – это где готовится еда для будущих офицеров.

ПАВЕЛ: Покажи себя, потому что я тебя не узнал, если честно.

СЕРГЕЙ: Я второй человек в белом. Первый человек в белом – это кок, а второй – это я - начальник камбузного наряда.

ПАВЕЛ: Расскажи, что ты там делал? И ты еще какой-то термин приводил очень прикольный.

СЕРГЕЙ: Начальник камбузного наряда руководит всеми курсантами и их распределяет, кто и где будет убираться: кто-то накрывает в мичманской столовой, кто-то – стол пятикурсникам, потому что пятикурсники уже боги почти. Там сразу приучают к этой теме – ты молодой, поэтому иди-ка пятикурснику послужи, принеси еду – что ты хотел? На что ты рассчитывал, дружок?

И была тема, называлась «Лакомка». Лакомка – это помойка. Весь шлак, вся недоеденная еда, очистки и прочее вываливалось просто на задний двор. Сначала в баки, потом баки переполнялись, и из них это все просто вытекало и в виде желе находилось на заднем дворе. Самое жесткое было заступить на Лакомку. Я одевал рыбачий костюм, спускался в Лакомку с совковой лопатой, и должен был как бы дирижировать этим всем барахлом, запихивать его обратно в баки. Еще приезжали фермеры – это проклятье! Фермерам нужно было загрузить объедки, они хотели ими кормить хрюшек. Дело благородное, но просто ты же не для этого себя готовил.

ПАВЕЛ: Родина тебя не для этого готовила!

СЕРГЕЙ: Да, не для этого. Кстати, еще одна история прикольная – как я попал на минно-торпедный факультет. В училище есть гораздо более благородные факультеты: штурманский, гидрографический. Штурманы – как «Гардемарины, вперед!» - класс! Гидрографы – как бы умники. Это гражданская специальность - все знаешь: как треногу поставить, прицелиться, снять план на местности. В общем, умники!

Я пришел поступать. В тот момент я уже не был такой прямо мотивированный, как-то хотелось расслабления. Иду по коридору, и решил у пацана спросить, на какой факультет надо поступать. Просто курсанта реального поймал и спросил. Он говорит: «Если хочешь ничего не делать 5 лет, поступай на минно-торпедный!» Я думаю – аллилуйя! Я этого и хочу!

Я пошел на минно-торпедный, и 5 лет там изучал торпеду с миной. Очень сложно! 2 правила минера: мина плавает в воде и майку пузом не порвешь – все!

Все остальные там что-то делали: чистили картофан, мыли, драили – в общем, тараканы там вот такие!

ПАВЕЛ: Конечно, на Лакомке-то!

СЕРГЕЙ: У нас были два киргиза, они умели фокус показывать – таракана запускали в рот, а он вылазил через нос. Это не надо записывать, иначе жесть! Во-первых, пришьют, что мы не уважаем флот и киргизов.
Этапы: ТЭКО. МУЛЬТИМЕДИА
Про первое знакомство с AV и про то, чем хороши госзаказы для начинающих
СЕРГЕЙ: В какой-то момент эта веселая тема закончилась. Дальше началась история с мультимедиа. Мультимедиа – так как я опять же ничего не знал про мультимедиа, знал только про мину, торпеду и окна, то у меня появился некий учитель, который в этой теме мне давал напутствие.

На тот момент была компания Яровит-музыка (она и сейчас существует), а в Петербурге у них был филиал. Он и сейчас есть, но не так активно работает, как в те времена (или мы стали больше?) Там работал пожилой человек, ему уже хорошо за 60, может быть, больше. Как-то мы с ним сошлись. Он зануда страшный был. Я его одолевал разными вопросами – как подобрать свет, какой должен свет на сцену светить, какие планы, как это все подобрать заказчику, какие приборы, как рассчитать мощность усилителя, как рассчитать мощность диннера, какие нужны пульты?

И он тратил огромное количество своего времени на то, чтобы все это мне объяснить – с карандашом на бумажке, без всяких Автокадов – просто сидел и рисовал мне истории.

ПАВЕЛ: А ты прямо к нему приезжал советоваться?

СЕРГЕЙ: Да. Они на Васильевском острове были, я приезжал, садился, и он мне рассказывал, как это делать. На тот момент в компании не было никого, кто бы что-то в этом понимал. То есть фактически наша компания во многом так и строилась. Сейчас мы уже берем готовых специалистов – наверное, мы это стали себе позволять последние 5 лет. До этого специалисты прорастали внутри нас. Ты говорил – ты теперь отвечаешь за это направление. Человек должен быть рыть и становиться специалистом сам.

В тот момент я рыл в сторону актовых залов, конференц-залов с помощью этого Павла Константиновича. Он, конечно, золотой человек. Он дал мне эти знания и старт. Этот старт позволил начать работать по этому направлению уже с заказчиками, предлагать им решения и говорить, что мы не просто пираты, которые в аукционах отжимают чужие куски, а те, кто разбирается в актовых залах.

Естественно, пока мы разобрались, прошло время. Этим госзаказ и хорош, что он дает возможность поучиться молодым компаниям. Никакая коммерческая структура не станет терпеть такую любительщину. Они тут же тебя вышвырнут, расторгнут контракт, скажут – все, пошел вон, мы все поняли про тебя.

Госзаказ дает возможность молодым компаниям набраться опыта, особенно на том этапе, когда рынок был достаточно диким. Мы попали в струю, нам прощались ошибки, и мы учились – допускали ошибки, устраняли, где-то заказчик остался, может быть, обижен, где-то он не понял, что остался обижен и до сих пор смотрит на ужасные приборы, прибитые к потолку.

Этапы: ТЭКО. 2012 год
Про нештатное руководство профсоюзом
СЕРГЕЙ: Это компания ТЭКО, наверное, 2012 год.

ПАВЕЛ: Ты тут, конечно, не очень веселый.
СЕРГЕЙ: Да. Я в тот момент был нештатным руководителем профсоюза. То есть каждый, у кого были какие-то проблемы, любил мне подсесть на уши. Когда все выпивают, у них это ощущение усиливается, и поэтому каждый, кто не мог пойти к Максиму Сергеевичу и излить ему душу, потому что побаивается, считает, что отличный повод – он сейчас подвыпил, все мне расскажет, я все пойму и исправлю его жизнь, или расскажу, как жить дальше. Это, конечно, копец просто какой-то, карма! Несчастные женщины и несчастные мужчины идут ко мне за консультацией.

ПАВЕЛ: А что это за маленькая девочка в середине?

СЕРГЕЙ: Это дочка главного бухгалтера. Она показывала номер, танцевала, было красиво.
Этапы: ТЭКО. Первые AV проекты
Про первопроходца школьного ТВ
и монстра актовых залов

ПАВЕЛ: Можешь рассказать про какой-нибудь из первых проектов, который ты делал именно в мультимедиа? Что-нибудь помнишь такого?

СЕРГЕЙ: Да, конечно. Самый глобальный мультимедийный проект – это 423 школа Кронштадтского района.

ПАВЕЛ: Это как раз в те времена, в начале?

СЕРГЕЙ: Да, это одна из первых школ, которую мы взялись комплексно оснащать. Наверное, первое прямо комплексное оснащение. Она стояла на реконструкции, и мы ее реконструировали. Естественно, опыта не хватало. Было только желание чего-то сделать хорошо, Павел Константинович, который помогал дружеским советом, и партнеры из компании Медиавизор, которые тоже свою любительщину подгоняли. OCS и AUVIX в тот момент приблудились в виде поставщиков, и они по сей день мы с ними. Они тогда нас рассмотрели и начали нам помогать финансово. Все эти годы OCS и AUVIX вместе с нами.

ПАВЕЛ: Что за проект был?

СЕРГЕЙ: Проект – комплексное оснащение школы. Самое интересное там было – это актовый зал и телевидение – не то, которое мы сейчас продвигаем. Сейчас оно у нас, понятно, построено на SpinetiX, мы всем об этом рассказываем, трубим, кого-то, наверное, уже подташнивает. Но, тем не менее, контент мы делаем и SpinetiX продаем по-прежнему.

ПАВЕЛ: Надо просто пояснить. Сережа перед началом съемки спросил, надо ли нам будет кого-нибудь уважить? Мы говорим кому-нибудь спасибо? Я ответил, что кому хочешь, тому скажи! Это была минутка спасибо!

СЕРГЕЙ: Да, плюсик. В общем, в те времена корпоративное телевидение выглядело иначе. Оно было IP-шным, это были приставки, сейчас, вспомню, как они назывались… Какие-то IP-TV приставки – в те времена штука редкая и достаточно сырая. Причем она должна была смотреть на сервер, на который школа должна была сама заливать обучающий контент, в каждом классе по запросу учителя должен был этот обучающий контент работать.

ПАВЕЛ: Магия должна была происходить!

СЕРГЕЙ: Да. Мы это в принципе запустили, но контент на том конце засовывать никто не стал, и об это разбилась крутая система нашего первопроходца школьного телевидения.

Актовый зал – это был просто монстр актовых залов! Потому что Павел Константинович сказал (он не знал нюансов), что там должны быть план такой, план сякой. Мы взяли СВТ 4 ламповый прибор – каждая лампочка по киловатту, стеклянные фильтры – короче, как в концертном зале, как в ДК, честно - поплановый свет, направленный свет, боковой свет!

ПАВЕЛ: Так, чтобы детей прожигало на сцене.

СЕРГЕЙ: Да, был просто один шкаф целиком диммеров. Не хватило мощности – мы говорим: «Блин, вы хотели классный зал – почему нет мощности?» - «Да мы не подумали!» Там нужно 34 кВт на этот зал. Детям должно быть светло и тепло!

А строители сказали: «Мы не будем для вас тянуть 34 кВт – в проекте их нет. Идите сами в Ленэнерго, согласовывайте. 10 мы еще найдем – 34 никогда!» Мы как-то скрепя сердцем придумали, как-то договорились, и протащили вот такой кабель в этот актовый зал. Это было непросто, за свой счет – чтобы все получилось.

ПАВЕЛ: Чтобы детям было хорошо!

Этапы: ТЭКО. Мультимедиа. Становление
Про ЛОЦК3 или почему мы выигрывали актовые залы без конкурентов
СЕРГЕЙ: Почему мы выигрывали актовые залы? Потому что наши актовые залы были не такие, как у остальных.

ПАВЕЛ: Там, где тепло и светло ты имеешь в виду?

СЕРГЕЙ: Нет, это уже другой зал. Здесь было великое изобретение нашей компании под названием ЛОЦК3, который позволил нам пару лет выигрывать без каких-либо конкурентов актовые залы.
Что такое ЛОЦК3? Сначала один раз обманули нас, а потом долгое время мы делали то же самое с остальными. В общем, некий изобретатель из Института кино и телевидения взял 3 люминесцентные лампочки RGB разного цвета и через DMX-протокол смог заставить их синтезировать разный свет. Если обычно это делается на светодиодах или на каких-то ламповых приборах, то он сделал это на люминесцентных. Поэтому ЛОЦК3 – это люминесцентный осветительный какой-то там прибор.

Этой штуки не было ни у одного нормального производителя техники. Все делали в этот момент уже на светодиодах, на каких-то историях. А мы делали на люминесцентных длинных лампочках. Причем один раз он нам это продал за очень дорого. Дальше я пошел в ЭТМ – это у нас большая сеть, и нашел такую же историю готовую. Одна из компаний делала такой световой прибор, как фоновую подсветку для витрин, и мы придумали, что эту фигню можно включить в DMX-цепь и вместе с другими приборами это будет управляться.
И это реально управлялось! Конкуренты искали похожий прибор в мире световых приборов – там ничего подобного не было. Они в расстройстве, а мы два года были уникальными поставщиками ЛОЦК3! Ни один человек в России не знал, что это такое. Но он нормально заливал сцену – видишь тут чуть-чуть красного? Это оно! Даже под сценой чуть-чуть красного есть. Он светит, не просто так стоит! Здесь их два, а если бы поставить побольше, они бы вообще работали.

ПАВЕЛ: Явно видно, полезный прибор!
Этапы: ТЭКО. Скачок на новый уровень
Про перекрашивание корабля, трансформацию пиратов и новую кадровую политику
ПАВЕЛ: Я смотрел на сайте ваши реализованные проекты, там прямо с нескольких ракурсов сняты операторские столы. Я не знаю, ты это сфотографировал, или еще кто-то, но у кого-то есть страсть к операторским столам, потому что в каждом проекте они аккуратно со всех ракурсов сняты.

СЕРГЕЙ: Мы какое-то получаем от этого удовольствие!

ПАВЕЛ: Я в этом убежден.

СЕРГЕЙ: Как-то придумать логистику, как на ограниченном пространстве разложить все это оборудование, и чтобы как будто бы было удобно.

ПАВЕЛ: Мне кажется, это твоя моряцкая история еще срабатывает, когда у тебя мало места и нужно много всего туда положить.

СЕРГЕЙ: Возможно.

ПАВЕЛ: Хорошо. Ну, ты сам сказал, я хотел тебе припомнить, для остальных просто расскажу эту историю. Мы с Сережей познакомились (как раз вместе с Максимом и вторым Максимом – Максимом Горбачевым) в Москве на тренинге AV-клуба. Я помню, от Сережи была очень красивая метафора: «У нас компания, как пиратский корабль, мы реально все пираты. Мы плаваем и бомбим». Ты можешь пояснить, в какой момент что-то изменилось? То есть пиратский корабль во что-то превратился – в какой момент этой линейки (визиток) он во что-то превратился и во что?

СЕРГЕЙ: Думаю, ровно посередине. Причем он превращался не резко, плавно: сначала один борт перекрасили в белый цвет, потом другой. Это такая история – мы, наверное, последние, может быть, 3-4 года – хотя вру, 3 – совсем не лезем в чужое. Может быть, кто-то потом напишет в комментариях: «Ты помнишь, как год назад помешал мне» - но это не на регулярной основе. Бывает, вдруг хочется поднять Веселого Роджера.

ПАВЕЛ: Но сознательная позиция поменялась?

СЕРГЕЙ: Да. Наверное, 4 года последних мы работаем строго на то, чтобы работать с заказчиками на перспективу, придумывать новые решения, развивать сайт.

ПАВЕЛ: Поясни – что произошло в этот момент? То есть что было такого, что привело к тому, что вы перекрасили бока этого корабля?

СЕРГЕЙ: Вынужденная мера. Если бы пиратский корабль мог по-прежнему зарабатывать крупные суммы денег, то почему его нужно было отменять? Он бы имел право на жизнь, и мог бы дальше существовать. Сейчас фактически сам госзаказ своими изменениями свел осмысленную конкурентную борьбу на нет.

Если какая-то компания подготовила тендер, оборудование, все туда прописала как следует, все это сделала действительно качественно, то для других компаний, которые подадутся в этот конкурс, выиграть его достаточно проблематично. Даже если ты достаточно отважен для того, чтобы выиграть и решить все проблемы последующие, то снижение будет катастрофическим.

В ходе этого снижения ты выиграешь аукцион с минимальной прибылью. Дальше получается, если аукцион большой, и ты готов работать с минимальной прибылью, значит, у тебя маленькая компания, и ты должен быть очень эффективным, чтобы вытянуть этот огромный тендер маленькой компанией.

Если у тебя компания большая, то под такую рентабельность ты не сможешь работать. Тебе нужен нормальный запас денег, чтобы кормить всех своих юристов, бухгалтеров - всех сотрудников, которые помогают зарабатывать деньги. Без них – никак. Сейчас вопрос безопасности – финансовой, юридической – во всех компаниях вышел на новый уровень. Без него работать невозможно. Поэтому это осмысленные деньги, которые должны закладываться в проект.

ПАВЕЛ: То есть в какой-то момент, мне кажется, что вы довольно резко стартанули. Была компания ТЭКО, у нее был внутренний мотор – он был, был, был – а потом раз, и ТЭКО вышла на какой-то совсем другой уровень. Сейчас я не знаю никого, кто ТЭКО не знает. Ты можешь как-то объяснить, из-за чего это произошло? Благодаря чему или кому? Вы народу набрали?

СЕРГЕЙ: Нет. Был какой-то момент, когда люди недоумевали, как мы таким маленьким количеством людей делаем такое большое количество проектов. Это был в действительности этап максимальной нагрузки, когда получилось, что мы набрали очень много работы. В один из годов государство влило большую сумму денег в реконструкцию школ.

ПАВЕЛ: И вы в этот момент все словили?

СЕРГЕЙ: Мы в этот момент как раз уже начали работать с заказчиком. Мы вытащили на себя большое количество контрактов по реконструкции. Тогда мы получили и опыт, и портфолио, вытащили финансами, перекрутившись через кредиты, все это было сложно. Опять же благодаря дистрибьютерам, которые нас поддержали в этот момент, мы устояли.

Дальше начало раскручиваться. Это опять же такая история, когда, не испугавшись трудностей, что мы с этим не справимся, мы рискнули. Это была авантюра, мы вытянули ее, и дальше стало проще и лучше работать с будущими заказчиками. Ты им показываешь свою реальную работу, говоришь, что мы делали это и это, давайте посотрудничаем.

Сейчас, если говорить о людях, ТЭКО, конечно, уже не та кучка веселых менеджеров-авантюристов. Постоянно держаться на этом было невозможно - невозможно делать серьезные проекты без хороших инженеров, хороших проектировщиков, хороших контент-менеджеров, бухгалтерии, юристов. Под это все пришлось подтягиваться. Сначала вырвался нос. Дальше стало понятно, что в таком режиме работать дальше невозможно, и мы, как любая компания обросли разными сотрудниками.

ПАВЕЛ: Которые нужны для того, чтобы все это работало.

СЕРГЕЙ: Да, вроде бы думаешь – блин, выгнал бы всех! А начинаешь смотреть – никого не выгнать!

ПАВЕЛ: Прочитаю тебе отзыв. Это написал кто-то из твоих быстрых сотрудников: «Положительные стороны работы в ТЭКО-сервис: классный коллектив, интересные задачи, правильное руководство, есть возможность заработать. По зарплате все четко и в срок. Если не дурак, можно продвигаться и по должности, и по зарплате. Но есть и негативные моменты: зарплата не вся в белую Много дополнительных обязанностей, которые не совсем соответствуют должности менеджера. Например, надо разгружать машины с пришедшим товаром. Много зажравшихся менеджеров-старичков, которые не дают работать молодым по интересным и денежным проектам»

СЕРГЕЙ: Я согласен.

ПАВЕЛ: Это про текущий момент? Я не знаю даты.

СЕРГЕЙ: Это не свежий менеджер.

ПАВЕЛ: Да, интересно, это про какой этап жизни ТЭКО?

СЕРГЕЙ: Это, скорее всего, менеджер, который ушел из компании года, наверное, два назад. Последние 2 с лишним года мы всерьез обеспокоились тем, что среди молодых менеджеров есть большая текучка. Мы начинаем об этом думать, заигрывать с молодыми сотрудниками, как-то давать им возможность расти, изменили систему мотивации. Если раньше если ты работаешь много, тебе за то, что ты долго работаешь дают денег, за то, что у тебя самый классный проект - денег, тебе за все денег. В итоге получается поддержка старичков. Ветераны все в медалях, а молодое поколение как бы…

Тем более, коллектив мужской – ты пришел такой юный, а там сидят все лысые, с сединой, мускулистые: «Иди, друг, разгрузи сначала машину!» Теперь у нас не так. Теперь у нас отдельный склад и кладовщики, менеджеры не разгружают машины больше.

Если ты меня смотришь, у нас теперь все по-другому! Молодым хорошо, склад отдельный, в разгрузке и погрузке больше менеджеры не участвуют. Возвращайся!

ПАВЕЛ: Да поднимем же за это тост!
Этапы: ТЭКО. Как было
СЕРГЕЙ: Тут микшерный пульт, это пульт DMS, а там еще один DMS. Так получилось.

ПАВЕЛ: Ну, просто менеджеров чуть больше, чем нужно.

СЕРГЕЙ: Это знаменитые моноблоки Aquarius. Aquarius тоже 10 лет с нами.

ПАВЕЛ: От AUVIX, наверное? Нет, напрямую?

СЕРГЕЙ: Нет, Aquarius – от OCS.
Это наш старый офис. Мы же теперь переехали в новый офис, и это прямо отдельная история. Приезжай к нам в гости, у нас офис большой, красивый, нарядный. В старом офисе отдел контента выглядел таким образом. Это как раз парни, которые сидят и в реальном времени один делает контент для МЧС (больницы МЧС), а другой для музея космонавтики. Вот так выглядело – плотненько очень, каждый сантиметр работал в компании. Это сейчас у нас конференц-зал, всякие склады.

ПАВЕЛ: Которые сами разгружаются без менеджеров.

СЕРГЕЙ: А тогда да, заходишь в это помещение, говоришь: «Пацаны, на выгрузку!» - все хмуро одевают шапки и идут разгружать коробки с товаром – и ничего!
Этапы: ТЭКО. Услуги
Про востребованных монтажников, невостребованный контент и VR в школе
ПАВЕЛ: Я увидел на сайте у тебя на самом деле любопытные истории. ТЭКО предлагает, как услугу, своих монтажников для проекта. Поясни, это потому, что у тебя слишком монтажников много и тебе надо их кормить? Или почему?

СЕРГЕЙ: Решили развивать это направление, как вид деятельности. Оно, может быть, не столь по объему выручки будет интересным, но по маржинальности, как мне кажется, достаточно перспективное. Плюс – так как госзаказовский бизнес сезонный, все-таки основная работа вырастает в пик лета и в пик зимы, то получается, что если ты держишь штат монтажников-профессионалов, которые уже набили руку, с тобой вместе допустили все возможные ошибки, сейчас исправились и заново их не будут повторять, то тебе нужно их в межсезонье тоже как-то поддерживать в форме.

Эта работа по монтажу с коммерческим заказчиком позволяет давать работу в межсезонье, получать дополнительную прибыль, улучшать портфолио в плане того, что ты делаешь монтаж проектов, в которые ты сам еще не зашел.

Из примеров - проект Victoria's Secret, за который AUVIX взял премию на последней выставке ProIntegration Awards. AUVIX использовал наших монтажников, потому что из Москвы гнать туда людей достаточно сложно.

ПАВЕЛ: Это Питерский проект?

СЕРГЕЙ: Да, это у нас самый большой торговый центр, галерея – огромный, красивый. Мы давно с AUVIX сотрудничаем, и мы их не подводили. От них приезжают инженеры, берут наши руки, и нашими руками закрывают этот вопрос. Получается, что для наших монтажников интересный опыт, для нас некое портфолио, причастность к крутому проекту, который продвинули наши партнеры, и плюс мы еще денег заработали.

Другие компании тоже обращаются – дистрибьютеры, московские интеграторы, у которых есть проекты в Петербурге.

ПАВЕЛ: Очень понятно, потому что очень накладно отправлять людей, селить, кормить и т.д. Хорошо, слушай, а еще какие у тебя услуги есть, которые ты явно понимаешь, что не идут, по поводу которых ты думаешь, что вообще, может быть, от них отказаться? Есть что-то, что не идет?

СЕРГЕЙ: Плохо идет контент. Сколько бы про него не говорили.

ПАВЕЛ: Почему, подожди – он не продается? Или что? В чем проблема?

СЕРГЕЙ: Есть некая специфика госзаказа. Госзаказ вообще в принципе не умеет платить ни за работы, ни за проектирование, ни за контент. Госзаказ – он такой - он не понимает, как тебе за это платить. У тебя покупают некое железо, и в стоимость железа должно входить и монтаж, и проектирование, и все-все-все, включая допуски всех монтажников. То есть если все делать по совести, у тебя должно быть все готово. И почему-то все это бесплатно.

Это отдельная проблема. Сейчас про контент договорим, я это тоже расскажу, что фактически было бы здорово, если бы участники рынка – господин Казарновский из ММСО взял бы и организовал на своей выставке мероприятие, где были бы застройщики, проектировщики, конечные пользователи и интеграторы, где бы все поговорили, как это все должно вместе работать, чтобы когда школа строится, в ней были розетки в нужном месте, нужные работы и услуги были уже запроектированы, что это комплекс всего, что должно в конце получиться, в том числе красивые стены, кафель, потолок, уютные классы. Это отдельная история.

Касаемо контента – получается, он тоже в этой же проблематике живет, что заказчик, покупая у тебя школьное телевидение, в принципе, видит так, что он его у тебя купил, и оно должно работать. Многие заказчики на старте не имеют компетенции с этим хорошо работать, даже при наличии желания не могут все запустить.

Если ты дашь ему пустую железку, то вообще идеология умрет, как в первом нашем проекте. Получается, что производство контента сейчас у нас фактически лежит в маркетинговой составляющей, когда благодаря тому, что мы старательно работаем над наполнением школьного телевидения контентом, пополняем его, покупается железо.

Мы сейчас пытаемся развивать сотрудничество, чтобы все, кто продает некую модель плеера или любую другую, или исповедует другую идеологию корпоративного ТВ, приходил бы к нам, а мы нарисуем. Но пока большого потока нет.

ПАВЕЛ: То есть контент – это, скорее, то, что способствует продаже проектов, но не то, на чем ты зарабатываешь.

СЕРГЕЙ: Да. Пока отдельно нет, чтобы кто-то пришел к тебе и сказал: «Ребята, я хочу, чтобы вы мне под интерактивный киоск сделали классный контент, посвященный летчикам Великой Отечественной Войны!»

ПАВЕЛ: Да, это, наверное, вообще другая история, скорее, сюда отдельные студии, к которым приходят как раз с такой задачей.

СЕРГЕЙ: Или отдельные студии, или это бизнес уже «аскриновский», где они сидят на музее. Музейщики это умеют, знают, что они покупают, что это стоит денег, что это большая работа дизайнеров и контент-менеджеров, которые должны это рисовать.

Для обычного госзаказчика это как бы «картридж, картридж, принтер, принтер» – и вот еще что-то. Поэтому тут тяжело. И так как в этой области работаем не только мы, но и все остальные, поэтому со стороны запросов не так и много на контент. Получается, что, с одной стороны, производство контента нас выделяет из основной массы интеграторов, то есть мы не просто купили, продали и скрутили болты, мы еще чуть-чуть творческие товарищи – нарисовали, подумали.

ПАВЕЛ: Сколько у тебя человек этим занимается? Просто любопытно по затратам.

СЕРГЕЙ: Прилично по затратам получается. В штате сидит 4 человека, они занимаются контентом, и еще отдельно есть инженеры, которые поддерживают на плаву корпоративное телевидение, которое уже поставлено, чтобы по звонку заказчика: «Ой, у меня то-то» можно было поддержать, удаленно что-то допилить, выехать и что-то сделать, если новые скрипты и задачи появляются.

ПАВЕЛ: Подожди, 4 человека – это именно те, кто, условно говоря, рисует красивые картинки?

СЕРГЕЙ: 4 рисовальщика, и еще 2 инженера часть своего времени тратят на то, чтобы поддерживать идеологию корпоративного телевидения на плаву. Это существенная затратная часть на то, чтобы нас выделять из всей массы интеграторов, что мы еще тут вот это делаем. Поэтому если в деньгах, то я не могу сказать, что это очень выгодно.

ПАВЕЛ: Понятно. Это способ выделяться и продавать. А есть ли какие-то направления, которые, допустим, у тебя сейчас не очень стартанули, но точно думаешь, что за ними будущее? Во что ты веришь? Допустим, сейчас оно пока так или иначе не стартануло, не развилось, в это не вложено достаточное количество денег и времени?

СЕРГЕЙ: Думаю, что образование будет дальше двигаться в направлении всех этих новых технологий: 3D, WorldSkills – люди хотят в это играть и с удовольствием покупать оборудование, которое позволяет школе участвовать в этих проектах. Кроме этого есть WR, но пока без контента.

ПАВЕЛ: Но вы игрались с VR, с дополненной реальностью?

СЕРГЕЙ: Игрались. Сейчас буквально в эти выходные приехал ВРИО губернатора Петербурга на объект – инженерная школа. Фактически единственное, что было на тот момент ему показать, это наш класс инженерной графики и черчения. Там замысел в том, что есть ПО и должен быть создаться 3D CAVE, но в архитектуре класса его было не создать. Поэтому сделали 3D CAVE с одним экраном, где стоят датчики, очки с рожками, ты одеваешь и у тебя чертеж – подводная лодка. Ты крутишь головой, вместе с тобой подводная лодка крутится. У тебя в руках джойстики, ты ими управляешь – крутишь подводную лодку, заходишь в отсеки. Предполагается, что школьники при наличии педагога смогут сами свои чертежи, которые они отрисовали в объеме, туда подгрузить, а все остальные будут смотреть.

Кроме того, есть возможность при наличии оборудования на какой-то еще стороне работать удаленно: ты с кем-то общаешься, остальные тоже это видят. Мне кажется, в этом какая-то перспектива есть, но она упрется в педагогические кадры.

Этапы: ТЭКО. Еще услуги
Про полосу препятствий и противогазы
СЕРГЕЙ: Это еще одно из наших прошлых решений – мы делали полосы препятствий.

ПАВЕЛ: Я подумал, что детская площадка.

СЕРГЕЙ: Нет, это полосы препятствий для сдачи нормативов.

ПАВЕЛ: Почему она расположена около дома?
СЕРГЕЙ: Это возле школы, школа за спиной. Полоса препятствий была нужна для того, чтобы какие-то нормативы сдавать. Нас спросили, можем ли мы такое сделать, мы сказали – можем, хотя никогда не делали. Сделали, но делали зимой. В новый год я привел друга в ТЭКО, с которым мы учились в школе. Это Казначеев Михаил – мой одноклассник, с которым мы дружим много лет. Теперь это его проект.

Он в день рождения руководил грузчиками, которые рыли мерзлую землю и это закапывали. По весне получилось это.

ПАВЕЛ: Давай еще раз уточним – акцентирую внимание – это проект Михаила Казначеева?

СЕРГЕЙ: Да, один из первых. Ему сразу сказали: «Старина, ты будешь отвечать за это перспективное направление аудио-видео техники!» После этого, кстати, была фишка с противогазами. Противогазы при закупке стоят дорого – бизнес не очень хороший. Если их скупить у военных с хранения и продать, там уже хорошо. Это Миша тоже крышевал.

ПАВЕЛ: Тоже наш специалист по мультимедиа!

СЕРГЕЙ: Я не уверен, что противогазы нужно показывать всем, потому что у некоторых людей они, возможно, до сих пор еще есть, они озаботятся тогда и подумают, что мы их все-таки обманули.
Этапы: ТЭКО. Кадры
Про честолюбивых приезжих и гламурных петербуржцев
ПАВЕЛ: Любопытно, когда я смотрел фотографии, в том числе с дня рождения ТЭКО, когда вы праздновали 15 лет, я увидел на фотках довольно много молодых ребят.

СЕРГЕЙ: Так и есть. Очень много молодежи.

ПАВЕЛ: Вопрос – как ты их набираешь? Во-первых, где ты их берешь? Во-вторых, на что ты ориентируешься, когда людей берешь к себе? Вопрос кадров, особенно в мультимедиа-сфере, острый. Ты на что опираешься и на что смотришь, когда берешь нового человека?

СЕРГЕЙ: Первая часть вопроса – много ли у нас людей или это картон? Это действительно люди. Это не массовка, мы не жульничаем. Действительно, людей стало больше. К этому байку сразу привяжу.

Когда-то мы с Максимом врали. Нас спрашивали: «Сколько у вас людей в компании?» Обычно такой вопрос задают, когда ты приезжаешь к заказчику. Это некий тест на крутизну. Внутри мы крутые всегда были, даже давным-давно мы сразу были крутые, а людей еще не было, поэтому мы врали. Мы говорили: «40 человек только в Питере!» Если нас спрашивали, какие ваши основные проекты, мы отвечали, что госзаказ процентов 30, а про остальное просто нельзя рассказывать. И все: «Да, да, понимаем!» - такое немножко жульничество.

Мы сейчас перешагнули ступень про то, что мы тогда врали. Сейчас я посмотрел, у нас уже за 50 человек толпа. Я реально не всех помню, иногда спрашиваю, как зовут сотрудника: «Напомни, пожалуйста». В действительности получается, что людей существенно прибавилось.

Откуда мы их берем? С этим прямо большие проблемы. В Gefest есть девушка, Москвина – знаешь такую?

ПАВЕЛ: Нет.

СЕРГЕЙ: Очень симпатичная девушка, познакомься!

ПАВЕЛ: Я помню девушку, которую вы как-то на вебинар запихнули - помнишь, была совершенно эпичная история. Я ее потом расскажу.

СЕРГЕЙ: Это наша девушка – Ирина Анатольевна Лукина. Она до сих пор звезда.

ПАВЕЛ: Звезда прямых эфиров?

СЕРГЕЙ: Да, молодец. В общем, Gefest купил арендное подразделение Ascreen MultiRent. Они в Петербурге очень сильно сейчас двигают арендное направление – выставочное прямо очень сильно. Я спросил у них – откуда вы берете людей? Проблема с людьми у нас очень острая. Не то, чтобы прямо очередь стоит под окнами, и мы говорим: «На первый-второй рассчитайсь, вторые номера свободны, первые на собеседование!» - нет. Приходится перебирать людей буквально по единице в попытке кого-то найти.

Людей в действительности мало, и секретов никаких здесь нет. Публикуешь вакансию, и в каждом человеке пытаешься что-то рассмотреть.

ПАВЕЛ: На что смотришь? Ты собеседование всегда проводишь?

СЕРГЕЙ: На менеджера всегда я – на менеджера проекта, на менеджера отдела продаж. Все, что связано с продажами, только я. Другие службы – нет.

ПАВЕЛ: Сидит какой-то человек, ты с ним общаешься – на что ты обращаешь внимание?

СЕРГЕЙ: Во-первых, на его адекватность, насколько он понимает, зачем пришел. Если человек говорит, что хочет карьерного роста, денег, чтобы рыбка была у него на посылках – такой сразу задор! – я понимаю, что мы не сможем его ожидания и задор удовлетворить. Он еще ничего из себя не представляет, а уже столько всего хочет! Такие люди, наверное, не то, что нужно. Хочется найти (и ищутся) люди честолюбивые, которые хотят всем и себе что-то доказать, что они чего-то стоят.

Из моего опыта чаще это приезжие. Они честолюбивые - приехали из глубинки, чтобы зацепиться, завоевать. Среди них можно находить людей небалованных, готовых вкалывать ради результата. Причем опыт у них весьма условный – повезет, не повезет. То, что мы всем обещаем и гарантированно можем дать – это уникальный опыт.

Даже если ты в ТЭКО проработал 2 года и потом понял, что у тебя потолок, тебе дальше не вырасти, то можешь с этой строчкой в резюме пойти дальше и сказать: «Я работал в ТЭКО, под Сергеем ходил, он с меня стружку снимал, я пророс и удержался» и это уровень, с которым можно пойти. Могут забояться брать, подумают: «Эти жулики ему всему плохому научили, и теперь он это плохое у нас тут посеет!»

ПАВЕЛ: Не скромничай!

ПАВЕЛ: Я так подозреваю, что, если наш человек придет в какой-нибудь интеллигентный Викинг, они просто могут задрожать и скажут, что не хотят такого авантюризма. Хотя мы тоже перерастаем это все и становимся более здравой компанией.

Мы делаем, наверное, ставку на приезжих в большей мере. В качестве примера – парень приехал из Казахстана. Этот гражданин Казахстана попробовал в Петербурге открыть свой бизнес - продавал восточные сладости, не будучи гражданином. Куча проблем, его все плющили. Причем открыл свой конфетный магазин в центре города на Фонтанке. Магазин разорился, долги и т.д. Но он реально пашет, у него глаза горят – он очень хочет работать. И он не боится решений.

ПАВЕЛ: Судя по тому, что он сделал, он точно не боится.

СЕРГЕЙ: Такие люди интересны. Я его нашел, Максим Сергеевич говорит: «Нет, он вообще конфеты продавал» - «Неважно, вчера были конфеты, сегодня будет продавать проекты, научим!» Проходит год, смотришь – да, есть результаты. Есть косяки и оплошности, но результаты есть.

В качестве примера: наверное, сейчас картина сотрудников компании выглядит таким образом – процентов 70 приезжие, а гламурных петербуржцев мало, очень мало.

ПАВЕЛ: Очень любопытно!

СЕРГЕЙ: Так и ищем! Сейчас пробуем в вузы заходить, из вузов как-то просеять, попробовать вытащить тоже какого-то приезжего, зацепиться.

ПАВЕЛ: Да, я хотел спросить, есть ли у тебя опыт историй хороших студентов, которых ты словил и обучаешь. Я помню, что в Polymedia был такой опыт, не знаю, чем закончилось. Крок заходил в вузы и выцеплял оттуда молодых ребят. Polymedia приглашала студентов на практику, таким образом отсеивала, и предлагала потом работать у себя.

СЕРГЕЙ: Есть два хороших инженера, которые из вуза зашли, выпускники ЛЭТИ – он в Петербурге считается одним из топовых вузов. Они еще «правильный» факультет закончили. Они как-то к нам попали и успешно работают. Поэтому с выпускниками вузов есть опыт, но не с продажниками, а именно с умниками, которые реализацию своих амбиций видят не в количестве проданного, денег и какой-то славы шумной, а в количестве своих личных достижений, красоте решений, что они сделали продукт. Им нравится, что они это сделали и все вокруг признали, что это действительно круто. Такие два парня есть.

Сейчас пробуем в кино и телевидении набрать таких неудачников, которых не взяли в кино и телевидение, но попробовать, чтобы они попродавали проекторы. Будем там черпать!
Этапы: Военное училище
Про парад на Красной площади и то, что опыт даром не дается
СЕРГЕЙ: Следующая фотография по времени – это парад на Красной площади. Будучи курсантом второго курса - здесь 3 нашивки, но это просто 3 пришили для красоты, чтобы у всех одинаково было. Я здесь самый борзый.

ПАВЕЛ: Ты знаешь, что ты сейчас не похож на себя в молодости? Я на всякий случай. Тебя довольно сложно узнать на фотографиях.
ЕРГЕЙ: Я понимаю. А где я один?

ПАВЕЛ: Где один, там проще!

СЕРГЕЙ: Опыт даром не дается! В общем, мы участвовали в параде на Красной Площади, как сейчас 9 мая. Нас для этого готовили очень долго. Это тоже важный этап. Если меня спросить, какой этап в жизни – парад на Красной Площади это тоже очень круто. Огромные переживания, огромный адреналин.

ПАВЕЛ: Почему? Потому что долгие тренировки?

СЕРГЕЙ: Долгие тренировки, подготовка. Мы сначала в Петербурге готовились, а потом нас за месяц до парада привезли в Москву, и мы еще месяц готовились. Потом встал на Красной Площади, раньше это по телевизору только видел, а тут парад! Поехала машина, и вот он – президент, министр обороны. И ты с карабином стоишь, и понимаешь - не дай бог опозориться – ногу сбить, карабин уронить! Такое возбуждение эмоциональное, когда ты это все прошел, сделал, у тебя все получилось – очень круто!
Этапы: ТЭКО. Будущее
Про маяки, стратегии, волшебную таблетку и чем полезен военный опыт
ПАВЕЛ: Скажи, ты не устал от всего этого?

СЕРГЕЙ: Нет, усталости нет. Следующий год мы решили внутри себя какие-то изменения затеять. Думаем, что это должно дать новый толчок к росту: опять поднабрать людей, поменять зоны ответственности. Моя зона изменится – из оперативного руководства больше в стратегическое планирование, в какие-то переговорные истории, поиск заказчиков.

ПАВЕЛ: Я хотел спросить – я помню историю, когда ты был по сути основным продавцом всего в компании – продавцом проектов. Сейчас ты продаешь проекты? Или это делают уже, скорее, менеджеры?

СЕРГЕЙ: Менеджеры - наверное, последние 3 года.

ПАВЕЛ: Слушай, это тоже важное изменение.

СЕРГЕЙ: Последний проект из крутых тем, которым я лично руководил – это ГМЗ Царское село. Тяжело было туда заходить, с Ascreen боролись, мне помогали наши ребята из отдела развития. Это не то, что я такой герой – один зашел и ГМЗ завоевал. Нет, это комплексная работа. Но организовывал всю работу я на том этапе.

Это был очень тяжелый проект в плане эмоционального выгорания, потому что заказчик реально непростой. Мы были не готовы (и сейчас не готовы) к тому, чтобы делать проекты такого уровня по контенту. Если бы нас спросили, можно ли сделать лучше – да, можно. Каждый год можно сделать лучше - музейная тема настолько глубока, настолько требующая высочайшей компетенции каждую минуту.

Мне кажется, что можно было сделать круче, лучше. Это было тяжело. Я своих детей потом туда привел, говорю: «Вот смотрите, что получилось!» Наверное, это единственное место, куда можно с детьми прийти и показать свою работу. Не приведешь же их в школу показывать конференц-зал. А тут ты в музее. Я еще живу в Пушкине, это прямо рядом с домом.

Наверное, это был последний большой проект, который я вел сам. Я уже в тот момент был руководителем отдела проектов и директором по продажам. Дальше я полностью занялся уже руководящей деятельностью. Так как людей стало больше, заниматься проектами уже практически невозможно. На том моменте и сейчас есть менеджеры, которые сильно умнее и компетентней меня, каждый по своему направлению. Мы набрали, вырастили людей, которые в своем направлении знают больше, лучше. Пытаться им показать класс – типа дайте-ка я покажу, как старички могут! – можно и облажаться в их глазах.

Поэтому лучше делать то, что ты хорошо умеешь – организовывать процесс. Этим я сейчас занимаюсь, со следующего года буду пробовать организовывать другой процесс, а этот отдам другому человеку, который будет руководить оперативной деятельностью в проектном отделе и в отделе продаж.

ПАВЕЛ: Сейчас на кого ты ориентируешься, на кого смотришь? У меня есть какие-то люди, на которых я смотрю, к которым я очень сильно прислушиваюсь, обращаю внимание, что они делают, что не делают. У тебя есть какие-то ориентиры, которые для тебя прямо важные: либо персоналии, либо компания в целом, либо стратегия компании?

СЕРГЕЙ: Не могу слово подобрать – маяк – это Новикова. Круче Новиковой не знаю человека, который создал настолько эффективный бизнес, который меняется, он живой, там все время что-то происходит. Они не стоят на месте, что-то придумывают, из-за неудач не опускают руки, и главное, что это женщина. Думаешь: «Блин, как?!»

Наверное, я к ней за советом прямо бы поехал, если бы она сказала: «Приезжай, дам совет!» - «ОК, выезжаю!» Это человек, который прямо ориентир. Возможно, я не знаю директоров Крока и других огромных IT-корпораций, которые могли бы быть тоже примером. Не хочу никого обидеть, каких-то серьезных людей, которые, возможно, еще более успешно работают. Но я говорю про то, что знаю.

В плане стратегии развития нет ориентиров. Мы своим путем идем, тут нельзя ни на кого равняться. Мы никогда ни на кого не равнялись, и доказывали всем, что у нас все получится, и у нас получается. Говорить: «Научите нас!» – нас никто не сможет научить. «Давай позовем кого-то, кто погрузится в наш бизнес и даст нам дельный совет!» - в этом плане меня всегда Максим Сергеевич останавливает: «Слушай, никому ничего нельзя рассказывать, все нас хотят обмануть, и мы сами знаем, что лучше. Нечего киснуть!»

ПАВЕЛ: Такая история про волшебную таблетку. Как ты думаешь, насколько тебе военный опыт помогает выстраивать все процессы в ТЭКО?

СЕРГЕЙ: Мне кажется, он и помогает, потому что в принципе, умение работать с людьми, в первую очередь прививается там, где ты попадаешь в коллектив. Но вооруженные силы не для всех, нельзя говорить, что это универсальный рецепт: «Иди, послужи в армии, вернись, и ты будешь гуру». Нет, кого-то система, может, перемелет и уничтожит. Это такая история, где нужно немножко хотеть или быть к этому готовым.

Дальше у тебя появляется огромное количество людей, которыми ты должен руководить. Ты пришел в военное училище, через год ты командир отделения, у тебя уже 7 человек в подчинении. Ты уже должен – ага, 7 человек! – хотя бы просто на уровне «почему штаны не глажены» элементарно уметь управлять людьми. Если ты просто будешь на всех орать, ничего не пройдет. В любом случае тебя найдут как подставить, и ты не будешь больше их руководителем. Ты можешь попасть в еще худшую ситуацию.

Фактически армия учит тебя тому, как общаться с людьми. Если ты не дебил, то сможешь разобраться и понять, на этом построить фундамент и в будущем на этом умении общаться с людьми, строить коммуникацию, взаимодействие, к каждому находить свой подход - это очень здорово помогает. Наверное, это сейчас самое важное для построения компании – чтобы всем нравилось работать.

ПАВЕЛ: В качестве политеса что-нибудь в заключение. Я обычно прошу что-нибудь пожелать. Тебя все равно будут смотреть твои коллеги, которые с тобой работают, конкуренты, которые думают: «Черт, Нестеренко что-то рассказывает Куделину – надо посмотреть на всякий случай!» Они включат видео в пятницу, сядут и будут смотреть, как мы с тобой беседуем (с виноградным соком). Ты сейчас можешь им сразу – раз! – и в мозг пожелать.

СЕРГЕЙ: Начну с конкурентов. Конкурентам желаю не расслабляться, быть в тонусе. Мы не дремлем и видим успехи каждого из вас, следим за всеми. Видим молодых дерзких, которые идут нашими стопами, опасаемся их и приглядываем за ними. Стремительно догоняем больших, поэтому вы тоже оглядывайтесь. Возможно, мы уже сзади! В общем, не расслабляйтесь, конкуренты! Мы не сдаемся, мы растем.

Что касается сотрудников – сотрудников всегда готов благодарить за работу, желаю верить в себя, что каждый в принципе может найти свою счастливую звезду. Я нашел. Я пришел в ТЭКО, меня позвал Максим Сергеевич, он в меня поверил – первый этап есть – в тебя кто-то поверил. Дальше ты оправдал это доверие, работал честно, много, и в какой-то момент должно что-то произойти качественное.

Тебе должны сказать: «Дружище, добро пожаловать на борт! Ты с нами»

Я желаю, чтобы у вас у всех в какой-то момент это произошло, чтобы вы развивались в профессиональном ключе и в личностном. Благодарю всех за то, что вы со мной, с компанией ТЭКО. Надеюсь, что мы еще долгое время будем работать вместе, и это здорово.

ПАВЕЛ: Сейчас должна быть какая-то команда типа «Вольно!» или «Разойдись!» - что там обычно говорят на флоте?

СЕРГЕЙ: Благодарю за службу!

ПАВЕЛ: Отлично! Ты уже можешь расслабиться.